3:1 Господь Саваоф. См. ком. к 1:9; 1:24.
посох и трость. Посох — емкий символический образ. В руке царя посох символизирует власть, в руке странника — опору. Трость — обычно под этим словом подразумеваете мерило (и в прямом смысле и в переносном — «мерило справедливости») и бич. Господь отнимет у царей иудейских власть, у судей — право судить, народ лишит опоры.
подкрепление хлебом... водою. Прямой смысл понятен — это бедствия при осаде города врагом. Иносказательно же хлеб — это слово Божие, а вода — надежда, обращенная к Господу и питающая человека.
3:2−3 В этих стихах дается расшифровка того, что в ст. 1 представлено в символических образах.
3:4 отроков... дети. Т.е. несмышленые люди, бездарные правители.
3:5 Картина хаоса и анархии, попрания человеческих норм и заповедей Божиих.
3:6 одежда. Прибегая к такой гиперболе, Исаия подразумевает разруху, нищету и деградацию.
3:8 Иерусалим... Иуда. Падение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) так же, как и его разорение, произошедшее в 701 г. до Р.Х., стало непосредственным исполнением этого пророчества.
3:9 Содомляне. Израиль пренебрегает Божиими установлениями и ведет себя так, будто между ним и Богом никогда не существовало завета (см. 1:9−10).
3:12 Притеснители народа... дети. См. ком. к ст. 4.
3:16 — 4:1 дочери Сиона. Нечестие коснулось не только иудейских мужчин, но и женщин, т.е. не только общественная жизнь извратилась, но и семейная. Все устои общества подточены грехом и неправедностью.
3:17 оголит... обнажит. Господь предаст этих женщин бесчестию (ст. 24).
Сиона. См. ком. к 1:8.
3:25 Персонифицированный образ Иерусалима.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 3 глава