29:1−14 Пророчество о судьбе Иерусалима.
29:1 Горе Ариилу. В данном случае это имя, означающее «лев Божий» (Быт 49:9), «жертвенник» (Иез 43:15), относится к Иерусалиму. Господь допустит осквернение Иерусалима, который прежде был Его алтарем.
Давид. Городом Бога Иерусалим стал во времена Давида (ср. Пс 131).
приложите год к году. Падение Иерусалима — дело времени.
29:2−3 Господь свободен в Своем решении покарать Иерусалим.
29:3 воздвигну против тебя укрепления. Здесь подразумеваются укрепления близ Иерусалима, воздвигнутые ассирийцами в 701 г. до Р.Х.
29:4 будешь унижен... шептать. Пророк предсказывает Иерусалиму грядущие унижения (2:10; 8:19).
29:5 как мелкая пыль. Враги будут угрожать Иерусалиму, но Господь обратит их мощь в пыль. Господь будет оберегать Иерусалим до дня суда над погрязшим в нечестии народом.
это совершится внезапно. Падение Иерусалима в день посещения Господнего.
29:6 Господь Саваоф посетит тебя. По-видимому, речь идет не о наказании Иерусалима, а о посещении его Господом с целью спасения во время осады ассирийцами.
29:7 сон... сновидение. Осада Иерусалима покажется его жителям сновидением, т.к. проснувшись утром, они увидят пораженных и спасающихся бегством ассирийцев.
29:9 они ослепили других, и сами ослепли. Духовно слепые вожди иудейские «ослепляли» народ, извращая истину Божию и выдавая ложь за правду.
29:10 пророки... прозорливцы. См. ком. к 28:7.
29:11 слова в запечатанной книге. Пророчества передаются образным, иносказательным языком, поскольку в их основе, как правило, лежат видения, посланные пророку Богом. Таким образом, пророчества требуют истолкования, а именно этого дара Господь лишил иудейских вождей за их отступничество и самонадеянность.
29:11−12 не могу... не умею читать. Т.е. «не понимаю пророчества».
29:13 приближается... далеко отстоит. Господь желает не внешних проявлений веры, а требует благоговения, идущего из глубины сердца (Мф 15:8−9; Мк 7:6; 1Кор 1:19; Кол 2:22).
изучение заповедей человеческих. См. Кол 2:6−23.
29:14 необычайно поступлю... дивно. Господь посрамит земную мудрость, ибо Его деяния превзойдут пределы человеческого разума (ср. 29:15−24; 30:1−7; 31:1−3).
29:15−16 Предсказание об участи иерусалимских мудрецов открывает третью часть горестных пророчеств гл. 28−33 (28:1; 29:1,15; 30:1; 31:1; 33:1).
29:16 горшечника... глину. Ср. Иер 18:6.
29:17 Ливан. Ливан в данном стихе олицетворяет дикую необузданную мощь.
сад. Возделанная Богом земля, т.е. народ, знающий истинность Бога.
лес. Мир, люди, не знающие или не принимающие Господа.
29:18 в тот день. День благодати Божией. Этот стих является мессианским пророчеством (Мф 11:5).
глухие. Духовно глухие.
глаза слепых. Слепые духовно.
29:23 когда увидит у себя детей своих. Это пророчество можно воспринимать и как обетование о возвращении из вавилонского плена, и как предвидение создания в 1948 г. по Р.Х. государства Израиль.
свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4:3 и ком.; Мф 6:9).
29:24 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18.
мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32:4; 2:2−5).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 29 глава