19:1 — 20:6 Данные стихи содержат пророчества Исаии о суде над Египтом.
19:1 Пророчество. См. ком. к 17:1.
восседит на облаке легком. См. Пс 17:10; Пс 67:33; Пс 103:3.
потрясутся... идолы Египетские. Господь посещает Египет уже во второй раз (Исх 12:12).
19:2 Египтян против Египтян. Пророчество о междуусобной войне в Египте.
19:3 прибегнут они к идолам... и к гадателям. Об идолопоклонничестве и ворожбе см. 2:6,8; 8:19.
19:4 властителя жестокого. Здесь подразумевается сын Сеннахирима и его преемник сирийский царь Асархаддон.
19:5−10 Картины разрухи и запустения, вызванные внутренними войнами и ассирийским нашествием.
19:11 обезумели. Бог обращает мудрость мудрецов этого мира в безумие.
Цоанские. Цоан — город в Дельте Нила, известный также как Танис (ст. 13; Чис 13:22; Пс 77:12,43).
советников... бессмысленным. См. ком. к 11:2.
сын мудрецов, сын царей древних. Египетские мудрецы были известны всему древнему миру (3Цар 5:10), однако события, которые прозревает Исаия, свидетельствуют о полном отсутствии мудрости у потомков древних правителей Египта.
19:12 где твои мудрецы? Ср. 1Кор 1:20.
19:13 Мемфисские. Расположенный в нижнем течении Нила Мемфис был древней столицей Египта.
19:15 голова и хвост, пальма и трость. Правители и подданные, высшие классы и низшие.
19:16−25 Стихи, повествующие о будущем спасении Египта: когда египтяне обратятся к Господу, «Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их» (ст. 20). Пророчество Исаии о Египте начало исполняться после окончания вавилонского плена, когда в Египет переселилось множество евреев, а вместе с ними в эту страну пришло знание истинного Бога; впоследствии же Египет одним из первых приобщился к спасительной вере в Иисуса Христа (2:2−4; 9:7; 11:11,14; Рим 10:11−20).
19:16 вострепещут. В день Господа многие узнают, сколь велика слава Божия и как ничтожны египетские боги в сравнении с Ним (Нав 2:9,11).
19:17 Земля Иудина. Мысль об Иудее влечет за собой мысль о Боге, которая заставляет трепетать сердца египтян.
19:18 говорить языком Ханаанским. Данные слова метко отражают глубину происшедших с Египтом перемен: прежде звуки ханаанской речи были отвратительны египтянам (Быт 43:32; 46:34).
клясться. Выражать полную покорность Богу.
19:20 знамением и свидетельством. Жертвенник Божий (ст. 19) свидетельствует о полном подчинении Египта Его власти (ср. Быт 12:8; Быт 28:22; Нав 22:26−27).
спасителя и заступника. Господь избавит Израиль от притеснителей подобно тому, как было во дни судей, когда Он посылал Своему народу «спасителя и заступника» (2:18; 3:9,15; 6:7; 10:10; Суд 2:16; Суд 3:9).
19:21 явит Себя... познают Господа. Господь откроет Себя египтянам, и они смогут жить согласно Его воле, во всей полноте разделяя благословения завета (Пс 86:4).
19:22 поразит... исцелит. Небесная кара лишь приблизит Египет к Богу (30:26; Нав 6:1; Нав 14:1−2,4).
19:23 большая дорога. Дорога, связывающая Египет и Ассирию, символизирует окончание вражды между этими народами (11:16 и ком.).
Египтяне — в Ассирию. Различные культуры сольются воедино в сообществе завета Божиего.
19:24 благословение... посреди земли. Точнее: «Израиль будет третьим... как благословение», т.е. посредником, через которого Египет и Ассирия получат благословения Божии.
19:25 народ... дело рук... наследие. Эти слова обозначают место каждого народа в сообществе завета: «народ» Божий (ср. 10:24; 43:6,7; Пс 99:3; Иер 11:4; Нав 1:10; Нав 2:23; Нав 40:1 и ком.); «дело рук» Божиих (60:21; 64:8; Пс 118:73; Пс 137:8) и «наследие» Божие (Втор 32:9).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 19 глава