Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | введение

Новой Женевской Библии


Автор

Исаия принадлежал к иудейской аристократии, был высокообразованным человеком и призванным пророком Божиим. По преданию, пророк Исаия умер мученической смертью во время правления царя Манассии, сменившего на престоле царя Езекию (ср. Евр 11:37).

Время и обстоятельства написания

Исаия был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 г. до Р.Х. Служение пророка приходится на период правления четырех иудейских царей: Озии (ум. в 740 г. до Р.Х.), Иоафама (750−735 гг. до Р.Х.), Ахаза (735−715 гг. до Р.Х.) и Езекии (729−686 гг. до Р.Х.). Он был свидетелем нашествия сирийских войск в союзе с ефремлянами (израильтянами) (734−732 гг. до Р.Х. — гл. 7−9); восстания против ассирийского владычества (713−711 гг. до Р.Х. — гл. 10−23); ассирийского нашествия и осады Иерусалима (705−701 гг. до Р.Х. — гл. 28−32, 36−39).

Исаия видел отступничество царей и нечестие народа, и в гневных пророчествах, обличая язвы Иудеи и Израиля, предупреждал о бедах, которые постигнут народ Божий.

На протяжении второй половины VIII в. до Р.Х. пророк обличал лицемерных (1:10−15), алчных (5:18), потакающих своим прихотям (5:11), циничных (5:19) правителей, которые своей развращенностью привели народ в состояние нравственного упадка. Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей (6:1−10), так и судьбу всего народа (5:26−30). В 722 г. до Р.Х. Израиль был изгнан со своей земли, а царь Езекия едва избежал ассирийского плена (36:1 — 37:37). Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведен в Вавилон (39:6−7), стало основой дальнейшего служения Исаии, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену (40:1). В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исаия предсказал падение языческого Вавилона (46:1 — 47:15) и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божиим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю (44:26 — 45:13). Исаия предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесет народам праведный суд (42:1−4), установит новый завет с Господом (42:5−7), станет светом для язычников (49:1−7), возьмет на Себя грехи всего мира и воскреснет из мертвых (52:13 — 53:12). Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Господь во плоти.

Пророк призывал израильский народ, возвратившийся в свою землю, вспомнить о верности Господу; в грядущем Царстве Божием проявится слава Господня в избавленных и спасенных Им, и они узрят новое небо и новую землю (65:1−25).

Трудности истолкования

Более ста лет ученые спорят относительно авторства Книги пророка Исаии. Несмотря на то, что иудеи и христиане никогда не сомневались в композиционной целостности этой книги, как и в том, что ее автором является Исаия, критически настроенные ученые, апеллируя к историческим, философским и лингвистическим аспектам книги, стремятся доказать, что она явилась плодом усилий нескольких авторов. Придерживающиеся такой точки зрения исследователи делят Книгу пророка Исаии на несколько книг и рассуждают о «первом Исаии» (Первоисаии) — гл. 1−39. Этот раздел книги приписывается самому Исаии, жившему в Иерусалиме в VII в. до Р.Х.; о «втором Исаии» (Второисаии) — гл. 40−66 или 40−55. Эта часть приписывается другому пророку, жившему в период пленения и после него; и, наконец, о «третьем Исаии» (Третьеисаии) — гл. 56−66. Этот раздел приписывается еще одному пророку, жившему в Иудее уже после пленения.

Исследователи традиционного направления считают, что Книга пророка Исаии была написана одним автором. При этом они ссылаются на доказательства, имеющиеся в книге, и прежде всего — на четкие и недвусмысленные упоминания о самом Исаии (2:1; 7:3; 13:1; 20:2; 37:2; 6:21; 38:1,4,21; 39:3,5,8), на заглавие книги (1:1), на сходство тем, литературных образов, лексики и метафор, повторяющихся на протяжении всей книги (напр., «слава», «Святой Израилев», «Сион», «город»).

Книги Библии, написанные разными людьми (напр., Псалтирь и Книга притчей Соломоновых), как правило, называют всех своих авторов. В Книге же пророка Исаии только указывается на его авторство. Новый Завет утверждает авторство Исаии как факт: апостол Иоанн относит пророчества из Ис 6:10 и 53:10, которые якобы принадлежат «Первоисаии» и «Второисаии», к одному и тому же пророку Исаии (Ин 12:38−41).

Современные критики высказывают предположение, что пророк обращается только к своему поколению, и поскольку гл. 1−39 адресованы израильскому народу, жившему в период ассирийского вторжения (ок. 740−700 гг. до Р.Х.), гл. 40−55 имеют отношение к вавилонскому пленению (600−539 гг. до Р.Х.), а гл. 56−66 обращены к возвратившимся в свою землю иудеям (ок. 539−500 гг. до Р.Х.), то отсюда якобы следует, что в книге представлены пророчества нескольких пророков. Однако довольно часто пророки призывали своих современников через веру стать причастными ко спасению, которое совершится в отдаленном будущем. Например, хотя «золотой век» Израиля еще только должен был наступить, Исаия повелевает возвратившимся изгнанникам, переживающим глубокий духовный кризис, «распространить место шатра своего» (54:2). В ВЗ общество завета рассматривается как историческое целое, весь Израиль отвечает за свое прошлое и будущее. Моисей обращается к поколению израильтян, рожденных уже после вступления их отцов в завет с Господом на Синае, так, будто они присутствовали при этом (Втор 5:3).

Кроме того, современные критики утверждают, что чудесные пророчества, такие, как пророчество о Кире, произнесенное более чем за сто лет до его воцарения, и предсказание о рождении Иисуса, сделанное за много веков до того, как это произошло, невозможны. Однако Библия осуждает философский натурализм: именно за такого рода неверие Исаия и упрекает Ахаза (7:10−13). Исаия изрек эти сверхъестественные пророчества (44:24 — 45:8), чтобы у неверующих не осталось никаких оправданий их неверию (48:3−5). Поразительные пророчества Исаии о заместительной жертве Христа, Его смерти, воскресении и вознесении рассеивают всякие сомнения относительно возможности сверхъестественных пророчеств.

Различия в языке уже упомянутых разделов книги, вероятно, объясняются разнообразием материала, изменившимися обстоятельствами, а также зрелостью автора. С другой стороны, именно сходство этих трех разделов заставило многих критиков прийти к выводу о том, что труд бы завершен и собран воедино одним автором. В подтверждение этого можно сослаться на повторяющиеся в каждом разделе основные темы (Сион, пришествие Господа, грядущее царство Давида и осуществление всевластного замысла Господа), на неоднократные предсказания о суде и спасении, а также на богатый символами и образами язык всего повествования.

Характерные особенности и темы

Сам Господь призвал Исаию на высокое служение, и поэтому пророк являет самое преданное послушание воле Божией и безусловное доверие Ему. Пророческое слово Исаии — это обличение вероотступников и предсказание грядущих наказаний. Он пророчествует об Израиле, Иудее, равно как и о других народах (1:2−31; 13:1 — 23:18; 56:9 — 57:13; 65:1−16). Основным предметом обличения у Исаии стало неверие и непокорность народа Божиего (1:2,3; 31:1−3; 57:3−10), который, уподобившись другим народам, исполнился гордости, высокомерия и самолюбия. Учредив свое собственное царство, израильтяне утратили видение Божиего Царства праведности, справедливости, любви, верности и мира. Но пророк не только обличает, он призывает благочестивых израильтян искать Господа, уповать на Божие Царство, хранить Божий мир внутри самих себя и верой принимать новые Божии дела искупления (2:5; 8:13−17; 26:20−21; 33:14−16; 40:28−31; 48:20−21; 55:1−12; 60:1−3; 61:10−11; 63:7 — 64:12; 66:5−6). Завет Господа заканчивается благословениями Израиля, а не проклятиями (Втор 30:1−10), Его обетования говорят о будущем благочестивого остатка, который переживет Божий суд.

Будучи одновременно и обвинителем, и защитником в деле Божиего завета, Исаия в первом разделе своей книги (гл. 1−35) говорит, в основном, о Божием суде над Израилем, орудием которого станет Ассирия, а во втором — о скором спасении остатка израильтян от господства Вавилона и его окончательном освобождении по возвращении в землю обетованную (см. 36:1 — 39:8, промежуточную часть, связывающую оба этих раздела). Второй раздел книги начинается с видения неба: Исаия слышит, как Бог посылает Своих вестников объявить Израилю, что мера наказания ему исполнилась (40:1−8). Открывшееся Исаии видение Царства Божиего поистине величественно, в нем отразилась вся история искупления — от дней Исаии до полного искупления: пленение; возвращение иудеев из плена; призвание, служение и Царство Иисуса Христа; миссия Церкви и ее надежда; нынешнее правление Иисуса этим миром; восстановление всего творения в святости, славе, мире и праведности.

Исаия был необыкновенно одаренным проповедником. Всей силой своего поэтического дара он обличает безумие тех, кто полагается на греховные человеческие установления, и противопоставляет им мудрость уповающих на Царство Божие. Его пророчества были записаны для того, чтобы пробудить отклик в человеческих сердцах. И если нечестивые не услышат и ожесточат свои сердца против Господа (6:10), то благочестивые ответят на слова пророка благоговейным страхом и обращением к Богу.

Содержание

I. Господь — Святой Израилев (1:1 — 12:6)

А. Пророчество о наказании и надежде (1:1 — 5:30)
Б. Призвание пророка и откровение Божией святости (6:1−13)
В. Предсказания о наказании и надежде во время сирийско-ефремлянского нашествия (7:1 — 11:16)
Г. Песнь искупленных (12:1−6)

II. День Господень и все творение (13:1 — 23:18)

А. Вавилон и Ассирия (13:1 — 14:27)
Б. Земля Филистимская (14:28−32)
В. Моав (15:1 — 16:14)
Г. Дамаск (17:1−14)
Д. Эфиопия и Египет (18:1 — 20:6)
Е. Вавилон (21:1−10)
Ж. Едом (21:11−12)
З. Аравия (21:13−17)
И. Иерусалим (22:1−25)
К. Тир (23:1−18)

III. Малый апокалипсис (24:1 — 27:13)

А. Неизбежность дня Господня (24:1−23)
Б. Радость преображения (25:1−12)
В. Взаимоотношения Бога с Его народом (26:1 — 27:2)
Г. Преображение (27:2−13)

IV. Суд и спасение (28:1 — 35:10)

А. Царства этого мира (28:1 — 33:24)
Б. День возмездия и благоволения (34:1 — 35:10)

V. Исаия и Езекия (36:1 — 39:8)

А. Сеннахирим и Иерусалим (36:1 — 37:38)
Б. Болезнь Езекии (38:1−22)
В. Самоуверенность Езекии и пленение Иудеи (39:1−8)

VI. Славное царство Божие (40:1 — 48:22)

А. Провозглашение восстановления (40:1−31)
Б. Божий план восстановления (41:1−29)
В. Избранный народ — свидетель Господнего искупления (42:1−13)
Г. Призыв к вере в новые дела Господа (42:14 — 43:13)
Д. Призыв к вере в обетования Господа о грядущем новом веке (43:14 — 44:23)
Е. Господнее искупление в истории (44:24 — 45:25)
Ж. Падение Вавилона (46:1 — 47:15)
З. Призыв возвратиться к Господу и избежать суда, нависшего над Вавилоном (48:1−22)

VII. Служение восстановления (49:1 — 55:13)

А. Слуга Божий и возобновление обетования (49:1 — 50:11)
Б. Воодушевление благочестивых (51:1 — 52:12)
В. Страдающий Слуга (52:13 — 53:12)
Г. Возобновление завета (54:1 — 55:13)

VIII. Неизбежность грядущего славного Царства (56:1 — 66:24)

А. Стремление к справедливости и обетование Божиего присутствия (56:1 — 57:21)
Б. Ответственность, возлагаемая на избранный народ, и связанные с нею благословения (58:1 — 59:21)
В. Сущность славного спасения (60:1−22)
Г. Величие Господнего благоволения и славы Сиона (61:1 — 63:6)
Д. Молитва об избавлении Господнем (63:7 — 64:12)
Е. Благость Божиего спасения и суровость Его наказания (65:1 — 66:24)

комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, введение

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.