40:1−38 Подготовительная работа, наконец, завершена, и народ Божий принес свои пожертвования. Все части скинии собраны воедино, и земное святилище предстало в полном соответствии с образцом, открытым Господом. Теперь Израиль мог жить в присутствии Бога.
40:1−16 Этот фрагмент содержит наставления относительно: 1) установки скинии и ее убранства (ст. 1−8); 2) освящения скинии и всего, что в ней (ст. 9−11); 3) омовения, облачения и помазания священников (ст. 12−16).
40:2 поставь скинию. Скиния была установлена спустя девять месяцев (ст. 17; 12:2,6) после прихода израильтян к горе Синай.
40:20 откровение. Т.е. скрижали. В роли священника выступает сам Моисей, поскольку Аарон не был еще посвящен.
40:31 и омывали... руки свои и ноги свои. После установки умывальника Моисей и Аарон исполняют повеления, данные в 30:19−21.
40:33 окончил Моисей дело. Ср. Быт 1:1 — 2:3 и Исх 39:11 — 40:33. Завершение построения скинии напоминает о завершении сотворения вселенной в книге Бытие, связывая построение Божиего жилища с богословским осмыслением сотворения мира (ср. Ис 66:1).
40:34−38 Слава Господня наполняет скинию. Этот момент является кульминацией всей книги Исход. Бог, выведший Израиль из Египта, заключил и обновил Свой завет с ним и устроил Свое жилище среди избранного народа. Стихи 34−38 являются точным изложением основной темы книги Исход. Они также указывают на начало всеобщего поклонения в Израиле. Повествование о том, как Бог вел Израиль в обетованную землю, будет продолжено в других книгах Пятикнижия.
40:34 слава Господня наполнила скинию. Шатер, который Моисей поставил вне стана, облако славы Господней покрывало периодически (33:7−11). Теперь же оно явилось, чтобы наполнить собою скинию собрания на территории стана.
40:35 не мог войти Моисей. Иными словами, вся полнота славы Господней присутствовала в скинии.
40:36 во все путешествие. Господь в прямом смысле вел Свой народ в течение всего времени странствий к земле обетованной.
комментарии Женевской Библии на Исход, 40 глава