34:1 две скрижали каменные. Замена скрижалей знаменует собой возобновление завета с Израилем.
34:2 взойди утром на гору Синай. Встреча с Господом, описанная в гл. 19, должна повториться, но теперь Бог встречается с одним Моисеем.
34:5 сошел Господь. Осуществление откровения Божиего, обещанного в 33:19−33: Яхве проходит перед лицом Моисея и провозглашает Свое имя. Моисей получил исчерпывающий ответ на свою молитву. Собственная слава Бога явила Его сострадание и благодать.
34:5−7 См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога». Согласно израильской традиции, существуют тринадцать наиболее известных эпитетов, относящихся к Самому Богу (ст. 6−7; Чис 14:18; Неем 9:17; Пс 85:15; Пс 102:8; Пс 144:8; Иоиль 2:13; Иона 4:2; Наум 1:3). Божия милость все еще распространяется на Израиль, несмотря на его падение (Быт 8:21−22; Ос 11:8).
34:6 многомилостивый и истинный. Или «преизобильный любовью и верностью». Любовь — это посвященность Бога Своему народу (15:13 и ком.). Верность — это Божия истинность; Бог верен Своему имени и Своим милостивым обетованиям, также Своему суду над грехом (ст. 7). Из-за этой любви и верности Бог не покинет Свой народ и будет обитать среди него в скинии.
34:9 да пойдет Владыка посреди нас. Это было как раз то, чего Господь не намеревался делать, ибо народ израильский был грешным и «жестоковыйным» (33:3,5). Моисей же именно на этом основывает свое прошение о присутствии милостивого Бога: «Да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен». Затем звучит поразительная просьба: «Сделай нас наследием Твоим». Это не означает: «Дай нам наследие в Твоей земле» (33:2−3), но подразумевает другую просьбу: «Сделай нас Своим уделом из всех народов» (19:5).
34:10 соделаю чудеса. Бог обещает явить чудеса Израилю в качестве знамения возобновленного завета.
34:11−16 Бог предостерегает от отступничества. Обрядовые законы, перечисленные здесь, особенно предупреждают о тех деяниях, в которых Израиль согрешил или проявил слабость. Почти во всех стихах используется местоимение в форме единственного числа, ибо Бог заключает завет с Моисеем и только через него — с Израилем (ст. 27). Точно так же, как и в гл. 19−20, Моисей в одиночестве восходит на гору, а Бог нисходит к нему.
34:14−16 богу иному. Эта тема касается первой (ст. 14−16) и второй (ст. 17) заповедей.
34:18−26 Этот раздел соотносится с законами, изложенными в книге Завет (23:14−19).
34:27 слова сии. Т.е. условия, которые оговариваются в ст. 12−26.
34:29 стало сиять лучами. Букв.: «испускало рога (света)». Несмотря на то, что древнееврейский корень этого слова обычно означает «рог», вероятно, здесь имеются в виду именно лучи света (ср. Авв 3:4). Главенство Моисея было подтверждено отраженным светом Божией славы.
34:30 боялись подойти к нему. Подобная реакция напоминает события, описанные в гл. 19−20. Только когда израильтяне приблизились к Моисею и стали говорить с ним, они убедились, что это безопасно.
34:33 положил на лице свое покрывало. Только после того как Моисей перестал разговаривать с ними, он покрыл свое лицо. Слова Бога он должен был произносить с открытым лицом (т.е. без покрывала), и на лице его отражалось сияние Божией славы (см. 2Кор 3:12 — 4:6). Точно так же, без покрывала, Моисей получал откровение. Положение Моисея как посредника еще более возвышается с возобновлением завета; это указывает и на нашу потребность в Посреднике. Через Иисуса Христа новозаветные верующие имеют больший доступ к Богу по сравнению с тем, который имел Моисей.
комментарии Женевской Библии на Исход, 34 глава