20:1−26 Одним из величайших событий в истории Израиля и всего человечества явилось получение закона. Закон был дан израильтянам не для того, чтобы соблюдением его они достигли праведности (Рим 3:20; Гал 3:11). Праведность (оправдание) пред Богом всегда обреталась верой в Него и доверием к Нему (см. Быт 15:6; Рим 4:3,22; Гал 3:6). Закон, как воспитательное средство, был дан человеку для осознания им своей греховности (Рим 3:20; Рим 5:13; Рим 7:7,25) и своего несоответствия тому образу, по которому Господь Бог создал его. Закон помогает человеку познать самого себя и прийти к выводу, что «не живет во мне... доброе» (Рим 7:18). О законе сказано: «Для чего же закон? Он дан ... по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал 3:19−24).
Закон, как он изложен в книге Исход, состоит из трех частей: Десятисловие (20:1−21); книга Завета — гражданские и религиозные правила (20:22 — 24:11) и церемониальные установления (24:12−31:18). См. статью «Три цели закона».
20:1−2 См. статью «Закон Божий».
И изрек Бог все слова сии. Указание, что Десятисловие и другие установления даны Самим Богом. Десять Заповедей, названные (буквально) Десятисловием в 34:28, являются основой всех религиозных и гражданских законов Израиля (в христианский период — не только Израиля) и ключом к пониманию их. Десятисловие как бы состоит из двух частей: первые четыре заповеди — о взаимоотношениях с Богом, остальные шесть — о взаимоотношениях людей друг с другом, а также человека и общества.
20:2 Я Господь, Бог твой. Основа закона и основание веры.
20:3−6 См. статью «Синкретизм и идолопоклонство».
20:3 пред лицем Моим. Или «в Моем присутствии».
20:4 кумира. Изваяние, сделанное из дерева, камня или металла. Это запрещение могло относиться к изображениям Господа, поскольку поклонение другим богам исключается (ст. 2). С другой стороны, слова «никакого изображения» (или «в какой-либо форме») предполагают, что здесь имеются в виду языческие идолы. Запрещение основано на том, что Бог Сам являет Себя. В нужное время Он явил Свой собственный образ: Иисус Христос — образ Бога в телесном виде (Кол 1:15; Кол 2:9).
20:5 ревнитель. Т.е. не допускающий компромиссов.
20:6 творящий милость. Любовь Бога — это преданность избранному народу, скрепленная благодатью Его завета. до тысячи родов. См. Втор 7:9.
20:7 не произноси имени Господа... напрасно. Имя Господа должно почитаться, ибо оно является откровением Божиим. Иисус Христос учил Своих учеников почитать имя Бога в молитве; на кресте Он прославлял имя Своего Отца (Мф 6:9; Ин 12:27−28).
20:8 день субботний. См. ком. к Быт 2:4. Суббота является прообразом покоя, который обретается лишь во Христе (Мф 11:28; Кол 2:16−17).
20:12 отца твоего и мать. Эта заповедь, а также подразумеваемое наказание, связанное с нарушением Божиего повеления, являются уникальными среди всех Десяти Заповедей. Почитание отца и матери, повиновение им детей являются источником благоденствия отдельных семей, целых поколений и всего народа Божиего. Крепкие своей нравственной связью и духовной общностью, такие семьи не только сохранят себя от распада, но и создадут прочное, долговечное общество. Распад семьи — признак близкой гибели всего народа, и, напротив, прочная семья — залог незыблемости общества.
20:13 не убивай. Утверждается святость человеческой жизни. Никто, кроме Бога, не может даровать жизнь, никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее.
20:14 не прелюбодействуй. Прелюбодеяние является попранием установленных Богом брачных отношений (Быт 2:24; Мф 19:4−6). Кроме того, понятие прелюбодеяния связывалось с «хождением вслед чужим богам».
20:15 не кради. Уважение к чужой собственности является уважением прав другого человека.
20:16 См. статью «Правдивость речи, клятвы и обеты».
ложного свидетельства. Ср. Мф 5:37; Мф 12:36.
20:17 не желай. См. Мф 6:8: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду». Бог подает все необходимое для жизни.
20:18 народ отступил. Благоговение, признающее Божию силу и славу, несовместимо с грехом (ст. 20). Подобное благоговение ощущается сильнее в новозаветном поклонении (Евр 12:28−29).
20:19 говори ты с нами. Здесь признается авторитет Моисея как Божиего посредника. Вероятно, Бог произносил слова закона перед всем народом израильским, который не смог вынести устрашающего гласа Божия.
20:24 всесожжения твои и мирные жертвы. Здесь упоминаются только два вида жертв; в книге Левит говорится о значительно большем их числе. Мирная жертва приносилась всем обществом израильтян. Часть ее сжигалась на жертвеннике, а остатки делились между тем, кто ее приносил, и священниками (18:12). Эти жертвы приносились не только священниками, они были обязательны для всех израильтян (ст. 22).
20:25 осквернишь их. Камни на жертвеннике считались оскверненными, если они обрабатывались рукою человека. Жертвенник всесожжения для скинии был изготовлен из дерева, оббитого медью, внутри был полый (27:8) и заполнялся землей или неотесанными камнями.
комментарии Женевской Библии на Исход, 20 глава