19:1,2 пришли в пустыню Синайскую. Израильтяне пришли к Синаю, где и оставались до событий, описанных в Чис 10:11 и далее. Синайская пустыня — местность в южной части Синайского полуострова.
19:3−6 так скажи ... вот слова. Этими словами начинаются и заканчиваются наставления Бога Моисею. Текст между ними составляет содержание завета.
19:4 что Я сделал. Это основное отличие религии израильтян от всех прочих (в том числе и египетских) верований. Религия народа Израилева основана на откровении Божием (Его живом слове) и на делах, явленных всему народу. И хотя Бога не видел никто никогда, еврейский народ жил в постоянном присутствии Божием.
19:5 слушаться... и соблюдать завет Мой. Цель Божиего завета выражена в этих близких по смыслу условиях. Последнее из них (Быт 17:9; 3Цар 11:11; Иез 17:14; Пс 77:10; Пс 102:18; Пс 131:12) обычно означает верность ранее заключенному завету. Поскольку в 6:4 выход израильтян из Египта определяется как исполнение завета, заключенного с патриархами, настоящий стих, по всей видимости, говорит о том же.
Моим уделом. В результате Божиего избрания Израиль является выделенным из мира, который, впрочем, также полностью принадлежит Богу (1Пар 29:3).
ибо Моя вся земля. Это предложение объясняет избрание Богом Израиля: в семени Авраама, которое является царством священников, благословятся все народы земли.
19:6 царством священников и народом святым. Израиль призван быть «царственным священством» и «народом святым». Это означает, что израильтяне должны быть отделены от мира, подобно священникам. Однако акцент здесь делается, скорее, на взаимоотношениях Израиля с Богом, нежели на его священническом служении народам. В ст. 4−6 выражена суть завета Бога с Авраамом, о котором рассказывается в Быт 12:1−3. То, что в этом отрывке предписывается для Израиля, в Новом Завете становится реальностью для всех верующих (1Пет 2:9−10; Откр 1:6; Откр 5:10; Откр 20:6).
19:7 созвал старейшин. Моисей созывает старейшин, утвердительный ответ которых будет означать рождение нации.
19:10 вымоют одежды свои. Омовение одежд символизирует очищение (Быт 35:2).
19:11 быть готовыми к третьему дню. Бог требует, чтобы израильтяне были готовы к богоявлению.
сойдет... на гору Синай. Гора Синай является лишь местом встречи Господа со Своим народом, а не Его постоянным местопребыванием.
19:15 не прикасайтесь к женам. При половом сношении мужчина и женщина становились на время нечистыми (Лев 15:16; 1Цар 21:4).
19:16 трубный звук весьма сильный. Позднее громкий, протяжный звук бараньего рога стал сигналом того, что Бог присутствует при поклонении Израиля. Упоминание о гончарной печи (ст. 18) свидетельствует о том, что в данном случае речь идет не об извержении вулкана. Это огонь присутствия Господа, Который появляется вместе с густым и слепящим дымом (Ис 6:4) и нисходит на гору, а не восходит вверх.
вострепетал. Сильное колебание горы, которым сопровождалось появление Самого Бога, символизирует сотрясение всей природы (см. напр., Мих 1:3−4).
19:20 И сошел Господь. Ст. 20−22 предваряют Десять Заповедей.
19:21 чтобы... не порывался к Господу видеть Его. Увидеть незримого Бога можно только глазами веры, а именно ее израильтянам недоставало. Желание «заглянуть» в духовный мир и попытки сделать это положили начало оккультизму — насильственному проникновению в запредельные сферы бытия.
19:24 священники. Вероятно, имеются в виду люди, которые выполняли обязанности священников. Но даже им не позволялось приближаться к месту появления Бога.
комментарии Женевской Библии на Исход, 19 глава