18:1 — 24:18 Господь освободил угнетенный народ Израиля ради того, чтобы привести израильтян к Самому Себе и сделать их судьбу особой среди всех народов. В Десяти Заповедях завета раскрывается природа Господа и сущность Его взаимоотношений с избранным народом.
Синайский завет раскрывает также особую роль посредника. На море израильтяне, увидев силу Бога, поверили Ему и Моисею (14:31). Теперь же, на Синае, Бог возвещает о Своем намерении сойти на гору и разговаривать непосредственно с Моисеем, дабы народ, услышав это, «поверил... навсегда» (19:9).
Еще одним важным уроком в истории о богоявлении (теофании) и откровении, данном на Синае, является ритуал освящения (отделения), необходимый для встречи с Богом.
18:1−12 Моисей свидетельствует Иофору об избавлении Израиля от гнет египтян.
18:2 возвращенную. По-видимому, Моисей отослал Сепфору с детьми к Иофору спустя некоторое время после событий, описанных в 4:24−26. Это произошло после исхода израильтян из Египта.
18:4 Елиезер. Это имя означает «Бог — моя помощь».
18:11 ныне узнал я. Эта фраза свидетельствует о вере Иофора: или только что зародившейся, или получившей весомые свидетельства. Иофор приносил жертвы и разделял с израильтянами пищу не как проситель, а как равный.
18:12 всесожжение. Предписания относительно жертвоприношений даны в книге Левит.
18:19 будь... посредником пред Богом. Моисей с момента своего призвания (3:14) являлся посредником между Богом и Его избранным народом. Иофор констатирует факт и указывает Моисею, что тому необходимо определить приоритеты: что исполнять лично, а что — доверить другим (ср. Деян 6:2−5).
18:21 усмотри... людей способных. Это прообраз того, как будет действовать в дальнейшем судебная система Израиля, в которой не проводится различий между священным и мирским. Закон был дарован Богом, и послушание этому закону означало послушание Богу.
комментарии Женевской Библии на Исход, 18 глава