14:2 См. ком. к 13:18. Все перечисленные в этом стихе города находились к востоку от Раамсеса.
14:4 А Я ожесточу сердце фараона. См. ком. к 11:10.
14:6 колесницу. Богиня Анат «ведала» боевыми колесницами, а богиня Сехмет покровительствовала фараону в походах.
14:10 сыны Израилевы оглянулись. Ср. Быт 19:17. Повеление «Не оглядывайся назад!» в духовном смысле остается непреложным. Все дальнейшие проблемы народа Израилева (40 лет странствий в пустыне) связаны именно с тем, что они постоянно «оглядывались назад» — на Египет и на все, что с ним связано.
14:11 сказали Моисею. Мятежное настроение и недовольство Израиля Божиим руководством являются постоянной темой книги Исход (15:21,24; 16:3; 17:2; 32:1).
14:13 не бойтесь. Господь, устами Моисея, учит Свой народ не страшиться человека (Втор 1:29), но бояться Бога (Лев 25:17; Втор 6:13; Притч 3:7; Притч 24:21; Еккл 5:6; Еккл 12:13).
14:14 Господь будет поборать. С этого момента Господь открывается Израилю как Муж брани, и именно в этом качестве Он воспевается в гл. 15. Израиль называл Господа «Бог воинств Израильских» (1Цар 17:45), а также «Господь Саваоф», т.е. Господь небесных сил, Творец израильских побед. Существовало и более раннее повествование о завоеваниях Израиля под руководством Господа, которое называлось «Книгой браней Господних» (Чис 21:14). Богословская тема Священной войны (или войны Иеговы) находит свое выражение и в Ветхом, и в Новом Заветах.
14:15 вопиешь. Молитва Моисея была услышана.
14:16 подними жезл твой. Жезл Моисея, который принес Божий казни Египту, теперь принесет спасение израильскому народу.
14:19 Ангел... столп облачный. Ангел Господень отождествляется с присутствием Самого Бога в столпе облачном (23:20−22). В книге Бытие Ангел Господень непостижимым образом отождествляется с Самим Богом (Быт 16:7,13; 18:2,16,17,22; 21:17,19; 32:24,30).
14:24 утреннюю стражу. Ночь была поделена на три периода (или три стражи) по четыре часа каждый. Таким образом, утренняя стража приходилась на время между двумя и шестью часами утра. Последняя стража ночи была удобным временем для неожиданного нападения (1Цар 11:11). Сам Господь приводит в замешательство египетское войско.
14:25 отнял колеса. См. ком. к 14:6. Вероятно, вначале колеса завязли в грязи, когда лошади бросились вперед, оси колесниц сломались.
Господь поборает. Египтяне осознали, что эта победа является делом рук Божиих (см. ст. 14).
14:31 убоялся... и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Страх израильтян и их вера, очевидно, связаны с тем, что они увидели: мертвых египтян на берегу (ст. 30).
комментарии Женевской Библии на Исход, 14 глава