10:1−20 Бог насылает на Египет саранчу. Урожай, плодородие, растительность относились к «ведению» богов Ануке, Ванебдженета, Бастет, Изиды, Непри, Пта, Ренетут, Себека, Сепы, Хапи, Хекет, Хнума и др.
10:1 отягчил сердце его. Воля фараона меняется четыре раза на протяжении описываемых событий: ст. 8,10−11,16−17,20.
10:2 чтобы ты рассказывал. Евреи сохранили верность этому наказу Божию. Существует даже традиция — в пасхальный вечер старший сын спрашивает у отца, что означает Пасха, и отец рассказывает обо всем, что сотворил Господь в Египте, и как Он вывел народ Свой из рабства.
10:7 рабы фараоновы сказали. То, что воле Божией, которую выражает Моисей, следует подчиниться, уже понимают все, кроме фараона: волхвы (8:19), народ египетский (9:19−21), высшие сановники («рабы фараоновы»).
10:9 праздник. Требование Моисея безоговорочно: поклониться Богу должен весь народ Израилев.
10:16 согрешил. Фараон сознает свою вину перед Богом, а также перед Моисеем и Аароном. Из его слов ясно, что он напуган и ищет примирения.
10:21−29 Бог поражает весь Египет тьмой, но избавляет израильтян и от этой беды. Объектом этой казни являлся непосредственно фараон, который считался земной ипостасью бога солнца Ра.
10:21 осязаемая тьма. В духовном смысле это выражение прямо относится к фараону (см. ком. к 5:2), поскольку он считался «осязаемой» ипостасью неосязаемого бога солнца и света.
10:22 густая тьма. Эта тьма, несомненно, представляла собой нечто большее, чем просто песчаную бурю или солнечное затмение. Она имела сверхъестественный характер, и ее обычно связывают с днем Господним (Ис 8:22; Ис 58:10; Иоиль 2:2; Ам 5:20; Соф 1:15; ср. Втор 28:29).
комментарии Женевской Библии на Исход, 10 глава