Автор
В Новом Завете Иисус Христос называет Исход книгой Моисея (Мк 12:26; ср. 7:10), и нет никаких весомых причин подвергать это сомнению. Еврейская традиция также последовательно (вплоть до наших дней) это подтверждает.
Название книга получила по основной теме — исходу евреев из Египта.
Время и обстоятельства написания
Если учесть, что автором книги Исход является Моисей, дата ее написания не может быть позднее 1406 г. до Р.Х. — года смерти Моисея. Книга является продолжением истории осуществления Божиего обетования Аврааму, состоявшего в том, что Господь благословит его и произведет от него великий народ (Быт 12:2). Согласно Божиему обещанию (Быт 15:14), число израильтян в Египте увеличилось. Исход не является завершением долгого пути Израиля в Ханаан — землю, где Бог будет пребывать среди израильтян. Главная тема этой книги — обитание Бога со Своим народом, достигшее кульминации в сошествии Его славы на стоявшую в центре стана скинию собрания (40:34−35). Бог провозглашает Израиль Своим сыном (4:22), которого Он избавил от рабства в чужой земле, дабы тот мог служить, поклоняться и повиноваться Ему (19:4; 29:46). Все народы земли принадлежат Творцу, однако Он избрал Израиль Своим уделом из всех народов (19:5−6) не по причине каких-либо его заслуг, а по Своей благодати и верности обетованиям, данным патриархам (3:15). Благословение Богом Израиля связано с тем, что его семя станет благословением для всех народов.
Книга Исход начинается с упоминания о пришествии Израиля в Египет — этот отрывок служит связующим звеном между книгами Бытие и Исход (Быт 46:8−27), — а завершается заключением завета Бога с Израилем на Синае и сооружением скинии. События, о которых рассказывается в этой книге, происходили в реальном историческом отрезке времени.
Возвышение Иосифа, поставленного фараоном «над всею землею Египетскою» (Быт 41:41), произошло в благоприятных для Израиля условиях, связанных с господством в Египте (ок. 1780−1550 гг. до Р.Х.) гиксосов, семитских завоевателей. Упоминание о новом царе (1:8), который уже не знал Иосифа, скорее всего, свидетельствует о свержении гиксосов основателем восемнадцатой династии Яхмосом I (1570−1546 гг. до Р.Х.). Фараоном, угнетавшим израильтян, по всей вероятности, был Тутмос I (1526−1512 гг. до Р.Х.), тогда как во время исхода правил Тутмос III (1483−1450 гг. до Р.Х.) или Аменхотеп II (1450−1425 гг. до Р.Х.). Такая датировка позволяет отождествить израильтян с народом хабиру (кабиру), о котором упоминается в архивах Эль-Амарны (XIV в. до Р.Х.), содержащих переписку между Египтом и его сирийско-ханаанскими вассалами.
В основе книги Исход лежат слова Божиего откровения, записанные Моисеем. Это обстоятельство имеет основополагающее значение для богословского осмысления книги.
Синайский завет (19:1 — 20:21; 24:1−18) по форме напоминает существовавшие в то время государственные договоры, в частности хеттские. Они, как правило, состояли из преамбулы (20:2), формулировки условий (20:3−17), констатирующей части (24:1−11), а также благословений и проклятий. Копии таких договоров обычно хранились в святилищах. Уже неоднократно обращалось внимание на сходство законов, приведенных в гл. 21−23, с древними ближневосточными сводами законов, в частности — со сводом законов Хаммурапи в Вавилоне, ок. 1700 г. до Р.Х. Однако до их пор не было найдено ничего похожего на Десять заповедей, данных в гл. 20:1−17.
Трудности истолкования
Время и путь исхода являются предметом значительных разногласий среди ученых. Согласно библейской хронологии, исход из Египта произошел за 480 лет до царствования Соломона (3Цар 6:1), т.е. около 1440 г. до Р.Х. (см. 12:40−41; Суд 11:26). В таком случае фараоном, царствовавшим во время исхода, был либо Тутмос III, либо Аменхотеп II.
Сторонники более поздней даты исхода апеллируют к названию Раамсес (Рамзес), которое носил один из каменных городов, построенных израильтянами (1:11). По этой версии, фараоном, правившим во время исхода, следует считать Рамзеса II (1304−1236 гг. до Р.Х.), а приблизительной датой начала исхода — 1270 г. до Р.Х. Однако эта версия, основанная исключительно на названии города, вступает в противоречие с куда более весомыми фактами (в том числе и с библейской хронологией). Более того, известно, что Моисей умер приблизительно в 1406 г. до Р.Х., и уже одно это обстоятельство не позволяет датировать время исхода евреев из Египта позднее 1440 г. до Р.Х.
Исход начался из Раамсеса. О его точном местонахождении нет единого мнения, однако наиболее вероятным представляется современный Кантир (Тель-эль-Даба). Отсюда евреи отправились на юг до Сокхофа (13:20), а затем повернули на север (14:2). Здесь упоминаются три места: Ваал-Цефон, Мигдол и Пи-Гахироф. Ваал-Цефон отождествляется с Тифаном, расположенным на берегу озера Манзала — одного из соленых озер между Средиземным морем и Суэцким заливом. Существует три вероятных маршрута бегства израильтян. «Путь по земле филистимской» связывал Египет с Ханааном хорошо укрепленной дорогой вдоль берега. Второй путь — по пустыне Сур — начинался неподалеку от Вади-Тумилат в районе дельты, пересекал Кадес-Варни и далее шел к Ханаану. Египетская пограничная стена в пустыне Сур была, вероятно, главным препятствием на этом пути. Господь же повел Свой народ на самый юг Синайского полуострова и не только привел их к горе, которую Он предназначил для общения с Моисеем, но и избавил израильтян от дальнейшего преследования египтянами. Чудесный переход через море, по всей вероятности, произошел в районе южного берега озера Манзала.
Синайский полуостров — это треугольный участок суши с основанием приблизительно 240 км и около 400 км вдоль его обеих сторон. Омывается двумя заливами Красного моря: Суэцким и Акабским. Евреи двинулись дальше на юг вдоль западного побережья Синайского полуострова. Мерру, где был один из станов израильтян, и ее горькие воды (15:22−25), обычно связывают с Айн-Хаваром, который находится в 70−80 км к югу от Суэцкого залива, но скорее всего это Айн-Муса. Елим его многочисленными источниками обычно отождествляют с Вади-Гаранделом, станом израильтян у Красного моря (Чис 33:10), который находится в 12 км к югу от Айн-Хавара. Если местонахождением горы Синай по традиции считать Джебель Муса, тогда евреи, направляясь к ней, двигались в глубь материка через пустыню Рефидим, где произошло сражение с амаликитянами (17:8−16). Рефидим был последним станом израильтян в Синайской пустыне на пути к священной горе. Двигаясь далее, они остановились у горы Синай (гл. 19), где получили откровения закона (Втор 1:2), а затем отправились по пустыне Паран до Кадес-Варни.
Характерные особенности и темы
В Исходе обозначено несколько основных тем, продолженных в последующих книгах Библии. Прежде всего, это описание того, как Господь освободил Израиль от египетского рабства, дабы выполнить Свой завет, заключенный с патриархами. Вторая основная тема книги — откровение завета на Синае. Третья тема, продолжая первые две, является их завершением — это тема восстановления общения Бога человеком. В каждой из этих тем раскрывается триумф Божией благодати. Истинный Бог судит «богов» Египта и освобождает Свой избранный народ (12:12); затем Он вершит суд над фараоном и его войском; Он говорит со Своим народом на горе Синай; наконец, Он связывает Свое присутствие со скинией, построить которую велит избранному народу. Эти темы раскрывают святость и благодать Господа, воплощенные в Его законе и в предписаниях относительно жизни Израиля и его богослужения.
Моисей, избранный слуга Божий, стал проводником Божиего суда над Египтом, а также тем человеком, посредством которого Бог освободил Израиль.
Книга Исход является не только описанием исторических событий, в результате которых израильский народ обрел свободу, но также прообразом Божиего спасения, совершаемого на протяжении всей человеческой истории. Бог Спаситель освобождает Свой избранный народ из-под власти сил зла, предает эти силы суду и объявляет спасенный народ Своим первородным сыном и народом священников, среди которых Он обитает Своим Духом. Божественная победа над врагами и последовавшее за ней установление места обитания Бога с людьми являются символами первого и второго пришествий Христа (напр., Еф 2:14−22; Откр 20:11 — 22:5).
Символизм книги Исход становится реальностью в Новом Завете (Иер 31:31−34). Кровь жертвенного животного заменяется кровью Христа (24:8; Мф 26:27−28; 1Пет 1:2; Евр 12:24). Символическая заместительная смерть пасхального агнца осуществилась во Христе, Агнце Божием, — нашей пасхальной жертве (Ин 1:29; 1Кор 5:7). Его «исход» в Иерусалим (Лк 9:31) принес истинное спасение народу Божиему. С Иисусом Христом соединяется новозаветный народ, в котором и язычники становятся народом Божиим, членами общества израильского и согражданами ветхозаветных святых (19:5−6; Еф 2:11−19).
Моисей в истории искупления является прообразом Христа, Ходатая нового завета. Моисей представляет собой великого Божиего слугу, который непосредственно получает Слово Господа, ведет свой народ по Божиему пути и принимает на себя всю тяжесть неверия Израиля. Однако Моисей только предвозвещает приход другого Пророка (Втор 18:15). Полученное Моисеем откровение об имени Бога «человеколюбивого и истинного» (34:6) предвосхищает воплощение Сына Божия (Ин 1:14,17).
Божий закон раскрывает священную природу Господа и требует святости от народа, среди которого Бог будет пребывать в обетованной земле, подобной Его прежнему святилищу — Едему. С одной стороны, закон призывает искупленных людей к служению и хвале Господу, а с другой — предписывает наказание за проявленное ими непослушание. Обрядовые предписания в жизни Израиля и его богослужении (гл. 25−31; 35−49) свидетельствуют о том, что Израиль — это особый народ, среди которого Бог живет и которым Он руководит, являя Свое царство всем народам. Призвание и служение Израиля исполнилось в Иисусе Христе (Рим 15:8).
Исход не является непосредственным продолжением Быт 50, однако его начальные стихи «Вот имена ...» перекликаются с Быт 46:8−27, где перечисляются имена израильтян, отправившихся в Египет. Будучи совершенно самостоятельным произведением, книга Исход одновременно является неотъемлемой частью Пятикнижия (первых пяти книг Библии).
Содержание
I. Бог избавляет Свой народ: исход (1:1 — 15:21)
А. Бог, верный Своему завету, вспоминает Израиль (1:1 — 2:25)
Б. Бог призывает Моисея, чтобы освободить Израиль (3:1 — 4:17)
В. Фараон отвергает требование Бога освободить Израиль (4:27 — 7:13)
Г. Бог простирает Свою руку на Египет (7:14 — 10:29)
Д. Бог, верный Своему обещанию, избавляет израильтян от египетского гнета (11:1 — 13:16)
Е. Бог спасает Израиль у моря (13:17 — 15:21)
II. Бог ведет Свой народ: искушение в пустыне (15:22 — 17:16)
А. От Мерры до Елима: Бог приносит исцеление (15:22−27)
Б. Пустыня Син: Бог посылает пищу (16:1−36)
В. Рефидим: Бог посылает воду (17:1−7)
Г. Рефидим: Бог защищает Израиль (17:8−16)
III. Бог вступает в завет с Израилем (18:1 — 24:18)
А. Переходная часть: Израиль среди народов (18:1−27)
Б. Бог приходит, чтобы провозгласить Свой завет (19:1 — 23:33)
В. Израиль принимает завет, провозглашенный Господом (24:1−18)
IV. Бог дает откровение об устройстве скинии и служении в ней (25:1 — 31:18)
А. Бог открывает устройство скинии: дворы и убранство (25:1 — 27:21)
Б. Бог дает откровение о служении священников (28:1 — 30:28)
В. Бог назначает и одаряет мастеров для построения скинии (31:1−11)
Г. Знамение завета и скрижали (31:12−18)
V. Израиль восстает против Бога, осуждается и получает оправдание (32:1 — 34:35)
А. Израиль поклоняется идолам (32:1−6)
Б. Израиль обличен и осужден за идолопоклонство (32:2−29)
В. Бог решает лишить Израиль Своего присутствия (32:30 — 34:9)
Г. Бог возобновляет Свой завет с Израилем (34:10−35)
VI. Израильские мастера изготавливают части скинии (гл. 35−39)
А. Бог заповедает Израилю хранить субботу (35:1−3)
Б. Израиль приносит добровольные жертвы Господу (35:4−29)
В. Господь призывает мастеров к началу работ (35:30 — 36:17)
Г. Изготовление покрывал, брусьев, шестов и завес (36:8−38)
Д. Приготовление внутреннего убранства (37:1 — 38:8)
Е. Устройство внутреннего двора (38:9−20)
Ж. Подведение итогов и исчисление сокровищ (38:21−31)
З. Изготовление священнических одежд (39:1−31)
И. Завершение работ (39:32−43)
VII. Израильские мастера устанавливают скинию (гл. 40)
А. Господь говорит Моисею, как установить скинию (40:1−16)
Б. Моисей приказывает установить скинию, как повелел ему Господь (40:17−33)
В. Слава Господняя наполняет скинию (40:34−38)
комментарии Женевской Библии на Исход, введение