3:1−15 Мардохей бросает вызов Аману, новому первому министру Артаксеркса; Аман отвечает на вызов, замыслив уничтожить евреев, и даже устанавливает дату начала истребления путем жребия.
3:1 Амана, сына Амадафа, Вугеянина. Происхождение Амана, последнего из главных действующих лиц, до сих пор точно не выяснено. Несмотря на то, что имена Аман и Амадаф могут быть персидскими, причисление Амана к потомкам вугеян вызывает ассоциации с Агагом, царем амаликитян, заклятым врагом Израиля, которому противостоял Саул (1Цар 14:47−48; 15; Исх 17:8−16; Втор 25:17−19).
3:2−6 Причину, почему Мардохей не пожелал оказать знаки почтения Аману, назвать трудно, ибо евреи не усматривали в поклонениях перед царями (1Цар 24:8; 2Цар 18:28) и другими особами (Быт 23:7; Быт 33:3) нарушения первой и второй заповедей (Исх 20:3−6). Однако если относиться к Аману и Мардохею как к представителям двух издревле враждующих между собой народов, амаликитян и израильтян (ср. 1Цар 15:7−9), то отказ Мардохея поклониться своему наследственному врагу — ибо Мардохей был евреем — вполне понятен (ст. 4). Точно так же можно объяснить и страстное желание Амана истребить весь еврейский народ за неповиновение Мардохея (ст. 6).
3:7 пур, то есть жребий. Аман прибегнул к древнему способу — бросанию жребия (1Цар 14:41−42; Притч 16:33), чтобы определить время, наиболее подходящее для уничтожения евреев. Множественное число от слова «пур» — «пурим», которое стало названием праздника, отмечаемого в память об окончательном падении Амана, «врага всех Иудеев» (9:23−32). См. Введение: Трудности истолкования.
3:9 десять тысяч талантов. Размер этой взятки равнялся приблизительно двум третям годового дохода Персидской империи при царе Дарий.
3:10 перстень. Поддавшись уговорам Амана, царь в ответ наделяет его правом издавать указы от своего имени (ср. Быт 41:42). Повторение полного имени Амана с добавлением «враг евреев» подчеркивает серьезность положения, в котором оказались евреи.
3:12−14 Планы Амана начали осуществляться. Ощущение безнадежности в сложившейся ситуации также подчеркивает безумство и бессмысленность указа.
3:13 имение их разграбить. Ср. 9:10,15−16.
комментарии Женевской Библии на книгу Есфирь, 3 глава