Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Ездра | 4 глава

Новой Женевской Библии


4:1 враги. Целью этих людей было воспрепятствование возрождению истинного почитания Бога. Завязавшийся конфликт вылился в политическое противостояние, но при этом несомненно, что действительная подоплека его была религиозной. В качестве врагов здесь выступают самаряне. Это был народ, из разных мест переселенный после падения северного царства Израильского в 722 г. до Р.Х. в Самарию, область к северу от Иудеи (см. ком. к 4:9−10). Самаряне поклонялись многим богам, включая в свой политеистический пантеон и Бога Израиля (4Цар 17:24−41). На фоне враждебности отношений между евреями и самарянами разворачивается вся новозаветная история (ср. Ин 4:1−42).

4:3 мы одни будем строить. С первых дней жизни Израиля в земле обетованной (Суд 3:6) и на всем протяжении его истории (4Цар 17:7−17) всякого рода союзы с неизраильтянами неизменно заканчивались возвращением к идолопоклонству и, в конечном счете, наказанием за него — т.е. изгнанием (4Цар 17:18−23). Полного отделения от иноземцев Израилю не удастся достичь еще очень долго (гл. 9−10).

4:4 народ земли той. Т.е. те самые враги, о которых говорится в ст. 1.

4:5 подкупали... советников. Возможно, речь идет о том, что персидским чиновникам были даны взятки. Так, например, Валак, царь моавитский, во дни Моисея подкупил Валаама, чтобы тот проклял Израиль (Чис 22:1−20). Во дни Неемии Санаваллат подкупил некоего пророка, желая с его помощью запугать Неемию и остановить строительство городских стен (Неем 6:10−14). Но если замысел Санаваллата не удался, его предшественникам с помощью подкупа все же удалось помешать восстановлению храма, которое было возобновлено только семнадцать лет спустя (ст. 24).

4:6−23 В ст. 1−5 сообщается о первом случае противодействия, с которым строители храма столкнулись во дни правления Кира (559−530 гг. до Р.Х.), но о результатах этого противодействия мы узнаем только из ст. 24: строительство было приостановлено до второго года царствования Дария (522−486 гг. до Р.Х.). Ст. 6−23 повествуют о противодействии восстановлению городских стен в царствование Ксеркса (486−465 гг. до Р.Х.) и Артаксеркса I (465−424 гг. до Р.Х.). Цель повествования — во-первых, объяснить, почему самаряне в ст. 1 названы врагами; во-вторых, засвидетельствовать о том, что противодействие строительству храма отнюдь не было случайным эпизодом, являясь на самом деле лишь началом тех нескончаемых препятствий, которые предстояло преодолевать народу Божиему в процессе возрождения царства; в-третьих, увязать воедино восстановление храма и восстановление городских стен как восстановление «дома Божия» (Введение: Характерные особенности и темы).

4:6 Ахашвероша. В древнееврейском тексте — Ксеркса. Ксеркс был преемником Дария на персидском троне и царствовал с 486 по 465 г. до Р.Х.

написали обвинения. Из контекста можно заключить, что в данном случае козни против иудеев строят ближайшие потомки их «врагов» (ст. 1).

4:7 Артаксеркса. Имеется в виду Артаксеркс I, преемник Ксеркса, царствовавший в Персии с 465 по 424 г. до Р.Х.

писали... к Артаксерксу. Что было в этом письме — неизвестно, но судя по тому, что в предыдущем стихе речь шла об обвинениях против строителей, а в последующих ст. 11−16 приводится письмо-донос на них, оно, по всей вероятности, также было написано с целью воспрепятствовать строительству стен.

на Сирийском. Сирийский (арамейский) язык в ту эпоху на Ближнем Востоке имел статус языка международной дипломатии.

4:8 — 6:18 Этот отрывок написан не по-древнееврейски, а по-арамейски, т.е. на том языке, на котором изначально и составлялись все приводимые в нем документы. Эта переписка выражает озабоченность чиновников-язычников ходом строительных работ в Иерусалиме.

4:8 советник. Т.е. высокопоставленный чиновник.

писали... письмо. Это была вторая попытка воспрепятствовать строительству городских стен.

4:9 прочие товарищи их. Противодействие исходило не от отдельных чиновников, но от многих.

4:10 Аснафар. Последний великий царь Ассирии (668−627 гг. до Р.Х.), возможно, тот, о котором говорится в 4Цар 17:27. Он заселил разными народами Самарию после падения Израильского царства в 722 г. до Р.Х.

за рекою. Заречной называлась область к западу от Евфрата, включавшая в себя Сирию, Финикию и Палестину.

4:12 стены делают. См. ком. к ст. 6−23.

4:13 Авторы письма аргументируют свою обеспокоенность соображениями экономического характера, однако, как явствует из ст. 1−3, конфликт вырастает на почве религиозного антагонизма.

4:14 мы едим соль от дворца царского. Это, по всей видимости, церемониальная формула, посредством которой вассал констатировал свою зависимость от государя (ср. Лев 2:13; Чис 18:19; 2Пар 13:5).

4:15 в памятной книге. Другие документы, приводимые в данном отрывке, были, скорее всего, тоже извлечены из такой же «памятной книги».

город мятежный... опустошен. Действительно, народ Иерусалима поднял мятеж против Бога завета, за что город и был разрушен в 586 г. до Р.Х. (4Цар 23:26−27; 4Цар 24:18−20; Иер 1:14−16). Составители же письма имели в виду только восстания против иноземного господства (4Цар 18:7; 4Цар 24:1).

4:16 не будет у тебя владения за рекою. Это, безусловно, преувеличение, имевшее целью побудить Артаксеркса к решительным действиям.

4:19−23 Положение Израиля в высшей степени печально: он, некогда обкладывавший данью окрестные народы, теперь платит дань Персии; даже возвратившись в землю обетованную, народ Божий находится под властью язычников (см. ком. к 9:9), которая столь сильна, что повеление Артаксеркса может остановить работы по возведению городских стен.

комментарии Женевской Библии на книгу Ездры, 4 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.