30:1 по всей земле Израильской и Иудее... к Ефрему и Манассии. Летописец показывает, что к участию в праздновании Пасхи Езекия созвал жителей как юга, так и севера. См. 30:5,6,10−11,18,21,25.
30:2 царь и князья его и все собрание. Езекия в данном случае прямо следует примеру Давида (см. ком. к 1Пар 13:1−4).
во второй месяц. Обычно праздник Опресноков и Пасха свершались в первый месяц (Исх 12:2,6; Втор 16:1−8; ср. 2Пар 35:1). Исключение делалось лишь для тех, кто находился в дальней дороге либо же был нечист (Чис 9:9−13). Езекия применил это исключение ко всему народу в целом (30:3).
30:6−9 Езекия направил одинаковые письма и Израилю, и Иудее (30:6), поскольку, на его взгляд, жители обоих царств в равной степени нуждались в покаянии и духовном обновлении (см. ком. к 29:4−11). Текст этих писем являет собой разительный контраст с речью Авии против северного царства (13:3−12).
30:6 обратитесь к Господу. См. ком. к 7:14.
к остатку, уцелевшему у вас. Летописец имеет в виду тех, кого Бог сохранил, дабы они дали продолжение Его народу (см. ком. к 36:20).
30:9 обратитесь к Господу... обратитесь к Нему. См. ком. к 7:14.
будут в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию. Езекия напоминает о словах, прозвучавших в молитве Соломона (6:36−39). Его забота о возвращении на родину томящихся в плену полностью созвучна заботе летописца о новом заселении земли обетованной в современную ему эпоху (Зах 8:1−8).
30:11 Однако некоторые... пришли в Иерусалим. Важнейшей, с точки зрения летописца, особенностью свершения Езекией Пасхи явилось участие в ней представителей северного царства (см. ком. к 30:1 — 31:1; 11:14).
смирились. См. ком. к 7:14.
30:16 по закону Моисея. См. ком. к 1Пар 16:40.
30:18−20 Некоторые из участников празднования заболели, не пройдя ритуального очищения (ср. объяснение Павлом причины распространения болезней среди членов коринфской общины в 1Кор 11:27−30). Однако Езекия заступился за них перед Богом, и больные были исцелены. Действенная молитва Езекии ознаменовала собой возможность воссоединения народа (см. ком. к 7:13−15).
30:23−27 Подобно тому, как было продлено празднование освящения Соломонова храма, собрание решает продлить на неделю празднование Пасхи (7:8−9).
30:24 Езекия ... выставил. Жертвуя на нужды храма из своих собственных средств, Езекия следует примеру Давида (см. ком. к 35:7−8; 1Пар 29:3).
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, 30 глава