16:1−6 Война с Ваасой ознаменовала собой начало падения Асы. Прежде, в битве с Зараем, Аса всецело положился на Господа (см. ком. к 14:2 — 16:14), а теперь предпочел заручиться поддержкой сирийского царя Венадада.
16:2 из сокровищниц дома Господня... к Венададу. Действия Асы были не угодны Богу. Во-первых, он посягнул на храмовые сокровищницы, проявив тем самым непочтение к храму и богослужению в нем (ср. 28:21). А во-вторых, вступил в союз с иноземной державой вместо того, чтобы уповать на Господа. Летописец неоднократно подчеркивает, сколь благотворно упование на Божественное заступничество (13:18; 14:11−15; 16:7−8; 32:10; 1Пар 5:20).
16:7−10 В противоположность предыдущей встрече царя с пророком (15:1−19) на упрек Анания Аса разгневался на прозорливца (см. ком. к 14:2 — 16:14).
16:7 спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Вааса отступил прежде, чем против него выступило совместное войско Асы и Венадада. Аса, таким образом, лишился возможности одержать славную победу (16:5).
16:8 Не были ли Ефиопляне. Ананий противопоставляет войну с Ваасой победе Асы над Зараем (14:8−15).
16:9 отныне будут у тебя войны. Ананий объявляет Асе о грядущем Божием наказании за отступничество (см. ком. к 14:6; 1Пар 28:9).
16:10 некоторых из народа. Притеснения, возможно, были обращены на тех, кто не разделял взгляды Анания.
16:11−14 Неприятие Асой слов пророка послужило причиной его болезни и кончины (см. ком. к 14:2 — 16:14).
16:12 болезнь. См. ком. 26:20.
в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. Аса продолжает отворачиваться от Бога, полагаясь исключительно на человеческие силы. Упомянутые здесь врачи, вероятно, занимались колдовством, что было строжайшим образом воспрещено (см. ком. к 7:14). В ВЗ мы не находим никаких намеков на отрицательное отношение к медицинскому лечению физических болезней (ср. 4Цар 20:5−8, а также слова о бальзаме в Иер 8:22; Иер 46:11; Иер 51:8), но при этом применение «естественных» средств должно быть дополнением к обращению за помощью к Богу (Втор 32:39).
16:14 сожгли их для него. Контрастом к этому является отношение народа к Иораму (21:19).
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, 16 глава