11:2 к Самею. Ровоам дважды последовал сказанному этим пророком.
11:3 всему Израилю. См. ком. к 10:1.
11:4 Мною сделано это. См. ком. к 10:15.
11:5−23 Как результат послушания Ровоама пророческому предупреждению (см. ком. к 20:20) здесь приводится строительство крепостей и возрастание военной мощи Иуды и Вениамина (11:5−12), переход из северного царства в Иудею левитов (11:13−17), увеличение царского семейства (11:18−23).
11:5−12 обнес города... стенами. См. ком. к 1Пар 11:4−9.
11:13 по всей земле Израильской. См. ком. к 10:1.
11:14 оставил их Иеровоам. После того, как Иеровоам отстранил от служения священников и левитов, отказавшихся подчиниться его нововведениям и продолжавших считать Иерусалим единственным истинным богослужебным центром, те перешли к Ровоаму. Тема перехода в Иудею северян, продолжавших хранить верность Богу, неоднократно возникает в повествовании о разделенном и воссоединенном царствах (13:8−11; 15:9; 30:10−12) и свидетельствует о том, что и в эпоху после вавилонского пленения верные северяне должны были войти в восстанавливаемое царство (см. ком. к 1Пар 9:3).
11:17 ходили путем Давида и Соломона в сии три года. Ровоам имел Божие благословение, поскольку первые три года своего царствования он следовал примеру Давида и Соломона.
11:18−23 Летописец часто представляет увеличение семейства знаком Божественного благословения (см. ком. к 1Пар 13:13).
11:20 взял Мааху. См. ком. к 13:2.
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, 11 глава