7:1 Господь успокоил его от всех окрестных врагов его. См. ком. к ст. 6 и 9; также см. ст. 11; Втор 12:10; Втор 25:19; Нав 23:1.
7:2 пророку Нафану. Это первое в ВЗ упоминание о Нафане. В дальнейшем этот пророк будет играть видную роль в событиях, которым посвящены гл. 12 настоящей книги и 3Цар, гл. 1. Он фигурирует также в 1Пар 29:29; 2Пар 9:29; 2Пар 29:25.
а ковчег Божий находится под шатром. Очевидно, что Давид считает свой дворец своего рода символом новоустановленного царского правления (5:11−12), и потому полагает, что и правление Божие должно символизироваться постоянным помещением для ковчега.
7:3 иди, делай. Одобрив сначала намерение Давида построить храм, Нафан, по повелению Господа, станет затем отговаривать царя от этого (ст. 4). Однако первоначальное одобрение замысла царя пророком нельзя связывать с желанием последнего угодить Давиду, ибо, как явствует, например, из 12:7−14, Нафан не был склонен к угождению.
7:4−17 В этих стихах говорится об обетовании Господа Давиду. Это обетование вечного царствования дома Давидова явилось апофеозом всего ВЗ. Завет благословения с Авраамом и избранным семенем его (Быт 17:16) конкретизировался благословением Давида и его потомков (ст. 5:9,10:12), которые в будущем станут основой мессианских чаяний — краеугольного камня веры Израиля как до, так и после вавилонского пленения (Ис 11:1; Иер 23:5−6; Зах 3:8; Зах 6:12). Полное же свое исполнение эти чаяния обрели с пришествием Господа Иисуса Христа (Ис 9:1−7; Лк 1:32,33,69,70; Деян 2:30−31; Деян 13:22−23; Рим 1:1−4; 2Тим 2:8; Откр 22:16).
7:5 рабу Моему Давиду. См. 3:18; Пс 88:4. Называя Давида «рабом Своим» (или, точнее, «слугой своим»), Господь тем самым ставит его в один ряд с Авраамом (Быт 26:24), Моисеем (Чис 12:7−8; Втор 34:5), Халевом (Чис 14:24) и Иисусом Навином (Нав 24:29).
7:6 Я не жил в доме. Бог сопутствовал избранному Им народу во всех его скитаниях (ст. 6:7) и не желал, чтобы дом имени Его (ст. 13) был построен прежде, чем Он «устроит место» Своему народу (ст. 10) и даст ему возможность пользоваться плодами мира (ст. 11). Подразумеваемые Богом мир и покой явно должны были стать более надежными и глубокими, чем те, что Израиль обрел с воцарением Давида в Иерусалиме (ст. 1).
7:9 был с тобою везде. См. ком. к 1Цар 16:18.
истребил всех врагов твоих. Ср. ст. 1 и 11. Эти слова следует понимать не в том смысле, что благодаря Божественной помощи у Давида вообще не осталось врагов, а, скорее, как утверждение того, что во всех предшествовавших столкновениях с врагами Бог отдавал победу Давиду.
сделал имя твое великим. Точнее: «сделаю имя твое великим». По-древнееврейски, в отличие от предыдущих фраз, эта стоит в будущем времени. Тем самым передается мысль о том, что, сколь бы ни были велики деяния Давида, Господь уготовил ему свершить в будущем нечто еще более великое. Этот обет Господа Давиду заставляет вспомнить о Его обещании «возвеличить имя» патриарха Авраама (Быт 12:2). Ср. 8:13, где о Давиде сказано, что он «сделал... себе имя».
7:11 Я успокою тебя от всех врагов твоих. См. ком. к ст. 1:6,9.
Он устроит тебе дом. В ответ на отклоненное предложение Давида построить «дом» для Него (т.е. храм) Господь всемилостиво объявляет, что Он Сам «устроит дом» (т.е. царскую династию) для Давида.
7:12 семя твое. Имеется в виду Соломон (ср. ст. 13).
которое произойдет из чресл твоих. Эти слова являются дословным повторением слов, обращенных Богом к Аврааму (Быт 15:4).
7:13 дом. Т.е. храм (ср. ст. 5−7).
имени Моему. Именно «ради великого имени Своего» Господь не отверг Свой народ после того, как Израиль обратился к Самуилу с нечестивой просьбой поставить над ним царя (1Цар 12:22). Теперь Он объявляет Давиду, что его сын, который унаследует израильский престол, «построит дом имени» Божиему. Об имени Божием см. Исх 34:5−7, а также ком. к 1Цар 17:45.
7:14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Смысл этого обещания, определяющего особый характер взаимоотношений Бога с царями из рода Давидова (Пс 2:7; 88:19−38), в полной мере раскрылся во Христе (см., напр., Мф 1:11; Деян 13:33; Евр 1:5).
Я накажу его. Подобно отцу, Господь будет наказывать Своего царственного сына в случае провинности, но никогда не лишит его Своей любви, которую Он обещал по завету. Хотя наказание может оказаться и очень суровым, вплоть до лишения земель и даже храма (3Цар 9, 6−9), оно не упразднит обетования о вечном утверждении престола Давидова. Это обетование с течением времени стало пониматься в аспекте царствования грядущего Мессии (Ис 9:7; 11:1−5; Иер 33:14−26; Мих 5:1−5).
7:18 И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа. По всей видимости, Давид пошел в скинию (6:17), и встал там перед ковчегом. Как об этом говорится, например, в 6:16−17; Исх 25:22; 30:6; Втор 10:8; Нав 6:8; 1Цар 6:20, ковчег воплощал собой присутствие Божие среди Израиля.
кто я... что Ты меня так возвеличил. Решив почтить Бога строительством для Него храма, Давид был потрясен милостивостью Его объявления о том, что не Давид будет строить храм, а Он, Господь, утвердит дом Давидов на вечное царствование над Израилем. Смирение, звучащее в этих словах Давида, проявлялось прежде в неоднократном признании того, что только благодаря помощи Господа (см. ком. к 1Цар 16:18) он достиг высот могущества.
7:19 Это уже по-человечески. Соответствующая древнееврейская фраза весьма лаконична и потому несколько неоднозначна. Буквально ее можно перевести как «и это закон человека». В NIV она понимается как вопрос и переводится следующим образом: «Всегда ли так Ты поступаешь с людьми?» Возможен и третий вариант прочтения этой фразы: «и это да будет закон человечества». В 1Пар 17:17 соответствующее место обращения Давида к Господу звучит совсем иначе: «и взираешь на меня, как на человека великого» (точнее: «... как если бы я был наиболее превознесенным из людей»).
7:22−24 Осознание того, что он сам и его потомки имеют особое положение в мире (ст. 18,21), заставляет Давида задуматься о величии Бога. Он — единственный истинный Бог, и Его несказанная милость выразилась не только в избрании Давида, но и в избрании Израиля в качестве того народа, через который будет прославлено великое имя Божие (Исх 15:11−13; Втор 7:6−8).
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств, 7 глава