5:1 все колена Израилевы. Точнее, их предводители. Древнееврейское слово, означающее «колена», «племена», имело также значение «предводители», «старейшины».
кости твои и плоть твоя. Парафраза, выражающая родственную связь (ср. 19:12−13; Быт 29:14; Суд 9:2). То обстоятельство, что Давид являлся израильским старейшинам соплеменником, было первой из трех причин, в силу которых те пожелали видеть его своим царем.
5:2 ты выводил и вводил Израиля. Или: «ты предводил Израиль в военных сражениях». Второй причиной, по которой старейшины Израиля пожелали видеть Давида своим царем (см. ком. к ст. 1), были его удачные действия в качестве военачальника (1Цар 17:32,45−47; 1Цар 18:7,13,16; 1Цар 25:28).
сказал Господь тебе. Третьей причиной, по которой Давид был призван на израильский престол, явилось его избрание Господом (см. 1Цар 16:1).
будешь пасти народ Мой. Образ пастыря часто используется в Библии метафорически — для обозначения Бога (напр., Быт 48:15; Быт 49:24; Пс 22:1; Пс 79:2), Сына Его Иисуса Христа (см., напр., Ин 10:11; 1Пет 5:4; Евр 13:20; Откр 7:17), а также, как в данном случае, того или иного человека, которого Господь поставил руководить другими людьми (см., напр., 7:7; Чис 27:15−17).
5:3 заключил с ними царь Давид завет. См. 3:21. Завет с Давидом и подчинение его царской власти не искоренили чувства обособленности, испытывавшегося как северными, так и южными племенами. О том, сколь сильным оставалось это чувство, явственно свидетельствуют восстание Савея (20:1) и последовавшее в царствование Ровоама разделение единого царства на Иудею и Израиль (3Цар 12:16).
помазали Давида в цари. См. ком. к 2:4.
5:4−5 В ВЗ хронология жизни и царствования того или иного царя часто предваряет повествование о его царском служении (см., напр., 2:10; 1Цар 13:1; 3Цар 14:21; 3Цар 22:42). В данном случае эти сведения о Давиде знаменуют собой его воцарение над всем Израилем.
5:6 Иерусалим. Иерусалим был населен уже в третьем тысячелетии до Р.Х. Географически он располагался на территории, которая во времена Давида принадлежала колену Вениаминову. В то же время поблизости от Иерусалима проходила северная граница владений колена Иудина, которое и прежде на некоторое время завоевывало город (Суд 1:8), однако, как и Вениамин, не смогло на сколько-нибудь продолжительный срок вытеснить из него иевусеев (Нав 15:63; Суд 1:21). Делая Иерусалим столичным городом, Давид мог принять во внимание его стратегически выгодное местоположение, а также достаточно неопределенный статус, что также было немаловажно, ибо в результате такого выбора ни одному из колен не отдавалось предпочтение и, следовательно, не было обиженных.
Иерусалим: «город Давидов».
но они говорили Давиду. Слова иевусеев можно понимать как насмешку или же как выражение решимости сражаться до последнего (даже если в их рядах останутся только слепые и хромые). По-видимому, иевусеи уже давно враждовали со своим вифлеемским соседом Давидом — в ст. 8 явно звучит намек на такую застарелую вражду (см. ком. к 1Цар 17:54).
5:7 крепость Сион. Данное упоминание о Сионе — первое в Библии и единственное в первых двух книгах Царств. Первоначально этим словом, происхождение которого неясно, обозначался укрепленный холм, в настоящее время занимающий юго-западную часть Иерусалима. Со временем оно стало употребляться во все более и более широком смысле, означая целиком весь Иерусалим (напр., 4Цар 19:21; Ис 2:3) и даже весь народ израильский (напр., Пс 149:2; Ис 46:13). Сион также осмысливался как место, на котором свершается суд Божий и творится дело спасения (напр., Пс13:7; Ис 4:4; Плач 4:11).
5:10 И преуспевал Давид и возвышался. С Давидом был Господь Бог Саваоф, что и служило залогом его успехов (см. 1Цар 16:18 и ком.).
5:11 Хирам, царь Тирский. Тир был финикийским портовым городом и располагался приблизительно в сорока восьми километрах к северу от горы Кармил и в сорока километрах к югу от Сидона. Дружба Хирама с Израилем продолжится и в царствование Соломона (см., напр., 3Цар 5:1−12; 3Цар 9:11).
5:12 Господь утвердил его царем над Израилем. См. ком. к ст. 10. ради народа Своего Израиля. Давид отдает себе отчет не только в том, что его царствование находится в полной зависимости от Господа, но и в том также, что на престол он был возведен во имя процветания народа Божиего (см. ст. 2 и 8:15).
5:17 Когда Филистимляне услышали... то поднялись все... искать Давида. Филистимляне никак не отреагировали на воцарение Давида над Иудеей, но распространение его власти на весь Израиль поставило под угрозу их жизненные интересы.
пошел в крепость. См. ком. к 1Цар 23:14.
5:18 в долине Рефаим. Долина Рефаим начинается в нескольких километрах южнее Иерусалима и простирается в сторону владений филистимлян (см. 21:16 и ком.; 23:13; Нав 15:8; 18:16).
5:19 вопросил Давид Господа. См. ком. 2:1.
5:20 Ваал-Перацим. Предполагают, что это место находилось в пяти километрах к юго-западу от Иерусалима.
5:21 оставили там Филистимляне истуканов своих. Результат победы Давида над филистимлянами сравним с тем, к которому ранее привело поражение израильтян, отдавших в руки филистимлянам ковчег завета (см. 1Цар, гл. 4, особ. ст. 2).
Давид с людьми своими взял их. См. ком. к 1Цар 5:2. В 1Пар 14:12 в связи с этим эпизодом сказано: «и повелел Давид, и сожжены они огнем».
5:24 шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев. Ср. 4Цар 7:6, где рассказывается о том, как Господь внушил сирийцам, что они слышат «стук колесниц и ржание коней».
пошел Господь пред тобою. Господь — это «муж брани» (Исх 15:3), идущий на битву впереди народа Своего (Исх 14:14; Втор 1:30).
5:25 от Гаваи до Газера. Давид нанес филистимлянам куда более сокрушительное поражение, чем то, которое они потерпели от Ионафана (1Цар 14:31).
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств, 5 глава