4:1 весь Израиль смутился. Народ «смутился», заподозрив, по всей вероятности, в смерти Авенира Давида.
4:2 причислялся к Вениамину. Здесь особенно подчеркивается принадлежность будущих убийц Иевосфея к колену Вениаминову, чтобы показать, что даже соплеменники Саула разочаровались в правлении его дома (см. ком. к ст. 3).
4:3 убежали Беерофяне в Гиффаим. В Нав 9:17 Беероф назван в числе четырех городов гаваонитян (небольшого аморрейского народа, обманом заключившего мирный договор с Иисусом Навином). Однако далее, в Нав 18:25 сообщается о том, что при разделе земли Веероф был дан в надел Вениамину. Как явствует из 2Цар 21:1−2, в годы своего царствования Саул стремился полностью истребить гаваонитян, так что, по всей вероятности, именно спасаясь от преследований с его стороны, жители Беерофа и бежали в Гиффаим (местоположение последнего не установлено). Можно предположить, что на месте бежавших гаваонитян в этом городе поселились израильтяне из колена Вениаминова. Непонятно, принадлежали ли убийцы Иевосфея к первоначальному населению Беерофа или же к переселившимся туда израильтянам.
4:4 известие о Сауле и Ионафане. Т.е. известие об их гибели (гл. 1; 1Цар 31).
Мемфивосфей. См. 9, 6−13; 16:1−4; 19:24−30; 21:7 (в 21:8 речь идет о другом человеке по имени Мемфивосфей).
4:9 жив Господь, избавивший душу мою от всякой скорби. В то время как Рихав и Баана пытались представить себя благочестивыми исполнителями Божиего суда над домом Саула (ст. 8), Давид однозначно дает им понять, что имея помощь от Господа, он не нуждается в человеческой помощи.
4:12 приказал Давид слугам. Если Иоаву Давид сохранил жизнь, ограничившись проклятиями ему и его потомству (см. ком. к 3:29), то теперь он не колеблясь приказывает предать убийц Иевосфея смерти.
отрубили им руки и ноги. Такого рода казнь могла иметь особое значение, а именно — отсечение членов, с помощью которых было совершено преступление — рук, пронзивших Иевосфея, и ног, донесших известие об убийстве до Давида.
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств, 4 глава