37:2 — 50:26 «Родословие Иакова» посвящено его семье. Оно начинается с разлада в семье завета (гл. 37), затем следует рассказ о том, как члены этой семьи породнились с хананеями (гл. 38), и завершается все примирением семьи и ее переселением в Египет. Бог использовал благочестивого Иосифа, отверженного своими братьями, чтобы спасти Ханаан и Египет, сохранив в тех землях семью завета (50:24), а также для того, чтобы очистить эту семью. Иосиф олицетворял собой Божию власть во вселенной. Паскаль писал об этом: «Иосиф является прообразом Иисуса Христа. Любимый сын отца, он был послан к своим братьям и, будучи безвинным, был продан ими за двадцать Серебреников, а в результате всего этого стал их господином».
37:2−36 Мир в семье нарушен из-за безрассудства братьев и соперничества между ними, но, тем не менее, Бог использует эту ситуацию, чтобы исполнить предвозвещенное в пророческих снах: восстановить благополучие семьи завета (45:5−7) и привести народ Израиля в Египет (15:13; Пс 104:23).
37:2 житие. То же, что «родословие».
Иосиф. Единственный из всех сыновей назван здесь потомком Иакова. Это объясняется тем, что внешне и внутренне он больше всех похож на отца.
с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы. Это были Дан, Неффалим, Гад и Асир (30:4−13).
худые... слухи. Их зло обернулось против Иосифа (см. также 35:22; 38:1−26).
37:3 любил... более всех сыновей своих. Т.е. чувствовал духовное родство.
сын старости. См. 30:22−24; 31:41.
разноцветную одежду. Из раскопок в Бене-Хасейне в Египте известно, что одежда из разноцветного материала считалась отличительным признаком людей, наделенных властью и занимающих особое положение в обществе.
37:4 не могли говорить с ним дружелюбно. Или «не могли даже приветствовать его».
37:5 видел Иосиф сон. Иаков также получал откровения во сне (28:12). Этот дар Божий Иосиф унаследовал от отца (см. ком. к ст. 2), т.е. он стал, по определению Божию, духовным преемником своего отца — Израиля.
37:7 поклонились. Бог сообщает Иосифу (а через него всему семейству), о его избранничестве.
37:8 возненавидели. Возненавидев Иосифа, его братья тем самым возненавидели суверенного Бога, Который дал Иосифу откровение, а затем пытались помешать исполнению Его благого замысла о них самих.
37:9 другой сон. Сны в этой истории следуют по два (гл. 40−41). Это свидетельствует о том, что те проблемы, которые виделись в снах, окончательно решены Богом и что Он вскоре исполнит Свое намерение (см. 41:32). Согласно ВЗ, то, что повторяется дважды, — истинно и исходит от Бога.
братьям своим. В греческом переводе: «своему отцу и братьям своим».
37:10 побранил. Т.к. его слова вызвали недовольство и ропот братьев. Иаков — Израиль всегда стремился к миру и взаимопониманию (см. 32:20; 34:30).
мать. Возможно, Лия усыновила Иосифа после смерти Рахили.
37:11 отец... заметил это слово. Иаков понял, от Кого исходят сны Иосифа и что они означают.
15 нашел его... блуждающим. Благодаря этой задержке измаильтяне появились в самое подходящее время (ст. 21−28).
37:17 я слышал. Еще одно действие Божественного провидения.
37:20 увидим, что будет из снов его. Это пророческие слова — братья действительно все «увидят». Абстрагируясь от буквального прочтения текста и рассматривая эти слова в двух аспектах — человеческом и Божественном, можно представить, что они произносятся как бы одновременно братьями Иосифа и Богом; и каждая из сторон говорит: «Увидим, что будет из снов его».
37:21 Рувим. Как старший брат, он берет на себя роль отца во время пребывания братьев на пастбище (ст. 13−14).
37:25 сели они есть хлеб. Описание того, как на это отреагировал Иосиф, см. в 42:21
Измаильтян. См.39:1. Они же зовутся купцами Мадиамскими (ст. 28). Эти потомки Авраама (25:2,18) были связаны между собой родственными браками (ср. 28:9).
37:27 продадим его. Продажа детей была преступлением, караемым смертью (Исх 21:16).
руки наши. В этом эпизоде усматривается рука Самого Бога (45:5; Пс 104:17).
37:28 двадцать сребренников. Это цена мальчика, не достигшего совершеннолетия (Лев 27:5).
37:29 Рувим же пришел опять. Рувим не желал смерти Иосифу и предпринял несколько попыток спасти его (см. ст. 21−22).
37:30 куда я денусь? Т.е. где укрыться от гнева отца, которому необходимо отчет.
37:31 козла. Иаков сам когда-то обманул отца при помощи козлиных шкур (27:9).
37:33 узнал ее. Иакова обманули, показав ему окровавленную одежду Иосифа. Точно так же и он когда-то обманул отца своего Исаака, воспользовавшись одеждой Исава (27:27).
хищный зверь. Братья, сами того не подозревая, отождествили себя с хищными зверями.
37:35 в преисподнюю. Евр: «шеол». Одно из названий места пребывания душ после смерти.
37:36 продали. См. Ам 1:6−7.
Потифару. Букв.: «принадлежащий Ра» (богу солнца).
Иосиф становится рабом в Египте.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 37 глава