Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Триады (1−6). Воскрешение Павлом Евтиха в Триаде (7−12). Дальнейшее путешествие до Милита (13−17). Прощальная беседа Павла с пресвитерами Ефеса (18−38)
Деян 20:2. Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу.
«Прошедши те места», в которых прежде основаны были Павлом христианские общины в Македонии — см. Деян 16:12−17:14.
«Пришел в Елладу», т. е. Грецию, которую выше дееписатель назвал Ахаиею (Деян 19:21). «Ахаия» — официальное название Греции по римскому разделению провинций, «Еллада» — древнее народное название Греции.
Деян 20:3. Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию.
«Пробыл три месяца» — вероятно, значительную часть этого времени апостол провел в Коринфе, где впервые должен был встретиться с Аполлосом. Не видно, чтобы он заходил и в Афины; тяжелое впечатление от этого города, вероятно, удерживало его от вторичного посещения (Деян 17 и д.).
«Возмущение иудеев» против апостола было, вероятно, также в Коринфе, откуда апостол и решил отправиться в Сирию, избрав туда путь через Македонию и Малоазийские общины.
Деян 20:4. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим.
«Сосипатр Пирров» — сын Пирра, «Вериянин», из Верии — первого города, в который апостол должен был прийти по переходе из Ахаии в Македонию, — вероятно, есть упоминаемый Павлом в Рим 16:21.
«Из Фессалоникийцев Apиcтарх и Ceкунд». «Аристарх» упоминается выше — Деян 19:29; о «Секунде» нигде более в Писаниях апостольских не говорится.
«Гаий Дервянин» — из Дервии Ликаонской, которого по сему, кажется, надо отличать от Гаия «Македонянина», упоминаемого выше — Деян 19:29.
«Тимофей» — см. Деян 16:1−3.
«Асийцы — Тихик и Трофим» — первый упоминается еще Еф 6:21; Кол 4:7; 2Тим 4:12; Тит 3:12; второй — урожденный ефесянин (Деян 21:29) упоминается во 2Тим 4:20. Все эти семь спутников — трое урожденные македоняне, остальные малоазийцы — «сопровождали» Павла «до Асии», т. е. проконсульской Азии (ср. к Деян 16 прим.). Этим не исключается, что некоторые из перечисленных спутников сопровождали Павла и далее — до Иерусалима и потом в Рим Так, «Трофима» мы видим с Павлом в Иерусалиме (Деян 21:29), «Аристарха» — на пути в Рим с Павлом (Деян 27:2). В Филиппах Македонских (Деян 16:12) присоединился к спутникам Павла писатель Деяний Лука, остававшийся, вероятно, там (прим. к Деян 16:40), почему теперь он снова начинает вести речь от лица — «мы» (ср. Деян 16:10,17 и д.), а не «они».
Деян 20:5. Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде.:
«Они», т. е. упомянутые семь спутников, «ожидали нас», т. е. Павла и Луку, в Троаде (см. прим. к Деян 16:8).
Почему спутники Павла были отправлены вперед, не указывается; вероятно, для приготовления удобнейшего плавания Павла от Троады далее, из описания чего можно догадываться, что у Павла был нарочито приготовленный для путешествия корабль.
Деян 20:6. А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
«После дней опресночных», — т. е. после праздника иудейской Пасхи (ср. Лк 22 и паралл.), которую Павел праздновал по-своему, в духе христианской свободы и верований, оставаясь в покое по заповеди (Лк 23:56).
«Дней в пять прибыли... в Троаду» В первый раз — из Троады в Филиппы, вызванный видением, апостол совершил этот переезд еще скорее (ср. Деян 16 и дал.).
Деян 20:7. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
«В первый день недели», — т. е. первый по субботе наше воскресенье, в глубокое утро которого воскрес Господь (Мф 28 и паралл.).
«Когда ученики», — т. е. троадские христиане, «собрались для преломления хлеба» Хотя св. Златоуст считает упоминаемое здесь «преломление хлеба» простой трапезой, однако, другие полагают, что это было Богослужебное собрание, в котором совершалось установленное Господом в Его воспоминание таинство евхаристии, после чего бывали известные вечери любви (см. Деян 2:42,46). Что именно «в первый день недели» (т. е. воскресенье) совершалось это Богослужебное действие в Церкви апостольской (и после), видно отчасти из данного места Деяний, отчасти из послания Павла 1Кор 16:2, а главным образом из постоянного предания Церковного (ср. также Откр 1:10).
«Продолжил слово до полуночи». Причина такой продолжительности собрания указывается в спешности Павла, в намерении отправиться в дальнейший путь на другой же день. Это была беседа любящего и любимого отца и учителя с любящими и любимыми чадами и учениками при расставании навсегда (ср. Деян 20:25). Ни учителю, ни ученикам, очевидно, не хотелось прерывать этой беседы, затянувшейся после полуночи до рассвета, после случая с Евтихом и совершения евхаристии (Деян 20:11).
Деян 20:8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
«Было довольно светильников» — для придания особой торжественности собранию, а не только для простого освещения места собрания.
Деян 20:9. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
Богослужебное собрание происходило в горнице «третьего» этажа, «ибо Церкви, замечает Златоуст, еще не было».
«Юноша... Евтих... погрузился в глубокий сон», — как замечает Златоуст, «не по лености, а по естественной необходимости», которую не превозмогло внимание к столь необычно продолжительной беседе.
«Поднят мертвым», т. е. осмотр упавшего заставил признать его мертвым.
Деян 20:10. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
«Пал на него и обнял». Подобным образом некогда воскрешен был пророком Илиею сын вдовы сарептской (3Цар 17:21) и пророком Елисеем сын суманитянки (4Цар 4:34).
«Душа его в нем» — это выражение означает не то, что душа отрока еще в нем, и что он, следовательно, не умирал, но то, что душа его опять в нем, он опять жив, воскрешенный силою Божиею через апостола, который по смирению своему не выражается так прямо, избегая похвал за совершенное им величайшее чудо (ср. Златоуст).
Деян 20:11. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
«Взошедши же и преломив хлеб». Значит, преломление и вкушение хлеба, как Богослужебное действие, еще не было совершено по причине продолжительности беседы, предложенной Павлом, и только теперь, в начале возобновления беседы, прерванной случаем с Евтихом, апостол совершает преломление и вкушение хлеба, который вкушали с ним, конечно, и прочие верующие, хотя упоминается только об одном Павле, потому что речь ведется собственно о нем.
«И потом вышел» — точнее слав.: «и тако изыде» — «и так», т. е. не дав себе отдыха.
Деян 20:13. Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком.
«Мы», т. е. спутники Павла, «пошли вперед» на корабле в Ассу, куда Павел отправился пешком. Хотя историк не объясняет ни цели, ни причины этого намерения Павла, однако можно с вероятностью полагать, что Павел чувствовал потребность уединиться на день-другой, чтобы наедине с Богом подготовить душу свою к ожидавшим его вскоре великим событиям.
«Асс» — гавань при Троадском море в 8 милях от Троады, к югу.
Деян 20:14. Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину.
«В Ассе», соединившись со спутниками, все вместе отплыли и прибыли «в Митилину» (ныне Кастро), главный город на о. Лесбосе, на восточном берегу.
Деян 20:15. И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит,
«Хиос», «Самос» — острова в виду Малоазийских берегов.
«Трогиллия» — прибрежный город к югу от Ефеса.
«Милит» — приморский город (ныне Палатия), милях в 9 к югу от Ефеса.
Деян 20:16. ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
Боязнь замедления в Ефесе была для Павла весьма основательна, так как с этим главным Малоазийским христианским обществом апостол стоял в особо тесных отношениях и здесь же имел много и противников (1Кор 16:9), что все неизбежно увлекло бы его на промедление здесь более, чем ему было можно. Посему он минует Ефес вызывая к себе для сведения (в Милит) лишь предстоятелей-пресвитеров ефесских, с которыми и ведет столь трогательную беседу.
Деян 20:17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
«Призвал пресвитеров церкви» — по свидетельству Иринея (против ерес. 111,14,2), не только ефесских, но и других соседних церквей, что не невероятно, ввиду того, что апостол в последний уже раз был в этих пределах (Деян 20:25).
Деян 20:18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
Апостол начинает свою речь засвидетельствованием своих апостольских подвигов, бывших его главною и почти единственною заботою, с которою тесно связаны были и все его приключения, лишения, труды и тяготы. Цель такого откровенного заявления не та, чтобы поразить слушателей изображением своего духовного величия, а проповедание Христа и желание вызвать в других ту же ревность и ту же любовь ко Христу и делу Его.
«Вы знаете» — «Достойно удивления, говорит Златоуст, как он (Павел) был поставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение... Так же поступает и Бог: не без причины говорит о Самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет свои благодеяния (Иез 16:6). Смотри, что и здесь делает Павел: во-первых, он ссылается на их свидетельство, дабы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слушателей свидетелями сказанного в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот истинная добродетель учителя, когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих!»
Деян 20:19. работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев;
«Со всяким смиренномудрием». Не просто «со смиренномудрием», но «со всяким», ибо «есть много видов смиренномудрия: смиренномудрие бывает и в слове, и в деле, в отношении к начальникам и в отношении в подчиненным» (Златоуст).
«И многими слезами», (ср. Деян 20:31), «среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям от Иудеев». По толкованию Златоуста, «здесь он (Павел), по-видимому, выражает свое сострадание; ибо он страдал за погибающих, за самих виновников (напастей), а о случившемся с ним самим радовался; он был из лика тех, которые радовались, «яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» (Деян 5:41).
Деян 20:21. возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
«Покаяние пред Богом и веру в Господа» — сущность апостольской проповеди в практическом ее приложении (ср. Деян 20:2:37−38).
Деян 20:22. И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, чтó там встретится со мною;
Апостол предсказывает ожидающую его участь, «чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу» (Златоуст).
«По влечению Духа... не зная, что там случится со мною». Неведение относится собственно до частностей имеющего приключиться с апостолом; в общем же, по откровению Духа, он знает, что «узы и скорби ждут его там». «Я знаю, что меня ждут искушения, но какие — не знаю» (Злат., ср. Феофил.).
Деян 20:23. только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.
«Дух Святый по всем городам свидетельствует» — вероятно, чрез пророков в роде Агава, который в последнем пред Иерусалимом городе Кесарии предрек апостолу узы (Деян 21:10−11).
Деян 20:25. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.
«Я знаю, что уже не увидите лица моего все вы» — не только здесь присутствующие, но и те, которых вы являетесь представителями. Эта уверенность основывалась на свидетельствах Духа по городам, а может быть, и на собственных внутренних предчувствиях, коими сопровождалось неуборимо увлекавшее его в Иерусалим понуждение Духа.
Деян 20:26. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,
«Чист я от крови всех» — неповинен ни в чьей погибели (Деян 18:6), так как для предотвращения ее он не упустил ничего из своих обязанностей учителя. «По-видимому, оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя» (Феофил., ср. Златоуст).
Деян 20:28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
«Внимайте себе» — это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу» (Феофил).
«Дух Святый поставил вас» — не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение (Деян 16:23), и в этом особенное побуждение внимать себе и всему стаду.
«Блюстителями» — επισκόπους — епископами. Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, и обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ, нежели пресвитер. Это не значит, чтобы епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в церкви, хотя несомненно, что не различались иногда по названию (ср. Феофил.). Тот же апостол строго различает их, когда присвояет только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит 1:5; 1Тим 5:22,19).
Под образным выражением «пасти церковь» — стадо Божие (Ин 10 и д.; Ин 21:15−17) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества (1 Тим.5:17; 3:2; Еф 4:11; 1Пет 5:2), вообще — как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.
«Которую Он приобрел кровию Своею». Ср. Еф 1:14; Тит 1:14; 1Пет 2:9; 1Кор 6:20. «Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братии» (Златоуст).
Деян 20:29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
«По отшествии моем». Представляется, что пребывание апостола среди малоазийских христиан было препятствием для волков вторгнуться в стадо, что они не смели напасть на это стадо, когда Павел был тут. Теперь апостол предсказывает «двоякое бедствие: и его не будет, и другие станут нападать...» (Златоуст).
«Не просто сказал — «волки», но прибавил «лютые», желая выразить их силу и свирепость, а что всего тяжелее, эти волки, говорит, «от вас самих восстанут»: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань...» (Златоуст). Под именем лютых волков здесь разумеются лжеучители, лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие, развращая и погубляя не тела, а самые души верующих.
Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких-нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности.
Деян 20:31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
«Бодрствуйте...», — то же, что «внимайте» (Деян 20:28). Как лучшее воодушевление к этому, апостол снова указывает на свои непрестанные усиленные труды и тяготы в устроении христианских обществ.
«Три года» — круглое общее число вместо определенного: собственно «три месяца» в синагоге (Деян 19:8) да «два года» в училище Тиранна (Деян 19:10).
«Со слезами...» (Деян 20:19). «Довольно сделано с моей стороны: я три года оставался здесь; довольно они наставлены, довольно утверждены» (Златоуст).
Деян 20:32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
«Предаю вас Богу» (Деян 14:23) «и слову благодати Его», (Деян 20— заключенному во Св. Евангелии), которые, хотя имеют самодовлеющую силу спасти вас, но не без вашего бодрствования и труда.
«Со всеми освященными» — т. е. благодатью Господнею и предназначенными к вечной славе в Царствии небесном (Мф 13:43).
Деян 20:33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
Деян 20:34. сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
Деян 20:35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
В заключение своей сердечной речи апостол, опять призывая во свидетели присутствующих, указывает на свое полное бескорыстие, способствовавшее ему в успехах проповеди, и других увещевает к тому же.
Полнота бескорыстия апостола простиралась до того, что он не только не брал ничего самого необходимого от других, но и не желал брать, и не только сам себя, но и спутников своих пропитывал трудами рук своих (Деян 18:3), чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии (1Кор 9 и д.,; 2Кор 11 и д.; 2Кор 12 и д.; 2 Сол.3 и д.).
«Поддерживать слабых» — собственно «немощных» — ασθενούντων под коими в данном случае разумеются немощные духовно, которые могли бы соблазняться, если бы видали апостола, живущего на счет поучаемых, и заподозревать не только искренность учителя, но и достоинство его учения. Павел в этом показал высокий пример, хотя Господь и сам апостол не считали делом несправедливости, чтобы трудящийся получал мзду и пропитание (Мф 10 и парал.) от трудов своих, и проповедник Евангелия жил от благовествования (1Кор 9:7−11,13−14 и парал.).
«Блаженнее давать, нежели принимать». Этих слов, усвояемых Господу, нет в Евангелиях. Они заимствованы, вероятно, из устного предания и выражают ту мысль, что христианская благотворительность, делая человека лучшим в нравственном отношении и поставляя его в лучшие, определенные законом Божиим отношения к ближним и к Богу, служит наиболее надежным средством к привлечению благоволения Божия и к достижению земного счастья и небесного блаженства.
«Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести, в исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по Которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное» (Филарет, Митр. Моск.).
«Одна степень блаженства — отказаться от всего, другая — доставлять себе необходимое, третья — доставлять не только себе, но и другим, четвертая — не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано, однако же, что брать — худое дело, но что лучше не брать». (Феофил., ср. Златоуст).
В применении к данному случаю — проповеди апостольской — разбираемое общее изречение Господа имеет следующий частный смысл: блаженнее давать духовные блага, чем принимать воздаяние за них временными благами; блаженнее — полное бескорыстие в деле проповеди, нежели — хотя и не несправедливое пользование воздаяниями поучаемых.
Деян 20:36. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Деян 20:37. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его,
Деян 20:38. скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля.
Трогательное описание прощания возлюбленного учителя с учениками.
комментарии Лопухина на Деяния апостолов, 20 глава