Писатель псалма приглашает все народы воздать хвалу Богу, проявившему Свою силу в необыкновенных делах (Пс 65_2−3). После перечисления примеров Божественного водительства над евреями с выхода последних из Египта, писатель останавливается на изображении настоящего бедствия (Пс 65_10−12), от которого Господь избавил свой народ по молитве писателя псалма (Пс 65_18−19). Это избавление видели все народы и оно должно наполнить и их чувством благоговения пред Богом. Такое содержание псалма более всего приложимо ко времени царя Езекии, когда по его молитве было уничтожено войско Сеннахирима под стенами Иерусалима. Гибель же его войска являлась облегчением и для всех народов Малой Азии, так как военные походы этого царя подчинили его власти почти все племена Востока, и печальный конец похода его на Иерусалим не мог не наполнить их чувством благодарного восхищения пред Спасителем.
Все народы должны воздать хвалу Богу при виде Его дел (1−5). Он чудесно помогал евреям в их прошлой истории (6−7) — и сейчас, хотя и послал на него сильного врага, но не лишил свободы (8−12). Я принес Богу обильные жертвы и за мою чистую молитву Он послал милость спасением от врага (14−20).
Пс 65:1. Воскликните Богу, вся земля.
«Воскликните Богу, вся земля». Под землею разумеются не произведения земли, не природа физическая, а ее — сознательные обитатели, люди.
Пс 65:3. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.
«По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои». Покорение и подчинение врагов Господу зависит оттого, что у Него «множество» силы, в Его руках всемогущество, а потому никто из людей не в состоянии противостоять ему.
Пс 65:5. Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.
К поклонению и воздаянию хвалы Богу приглашаются «все народы», т. е. и язычники. Последние степень величия Бога и Его всемогущества могли определять не по Его духовному и благодатному воздействию на еврея и еврейский народ, так как такое воздействие, касаясь внутренней стороны жизни человека, может быть как не известно, так и не выразительно для неверующего, а судили по внешним фактам обнаружения Его несокрушимой силы. Поэтому «страшные» дела Господа прежде всего привлекали внимание язычника. Такими же страшными делами полна история еврейского народа, как в прошлом, когда Господь чудесно оказывал ему покровительство в, по-видимому, неизбежной гибели, напр., при выходе из Египта, так и сейчас — в уничтожении войска ассириян.
Пс 65:7. Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.
Господь вечен, вечна и несокрушима сила Его господства над всеми народами.
Пс 65:10. Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
Пс 65:11. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
Пс 65:12. посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
Описание образное недавней осады Иерусалима ассириянами, когда евреи находились — в «огне» (образ силы бедствий) и в «воде» (символ обилия бедствий), но от всех их Господь избавил.
Пс 65:17. Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим.
Молитва, произнесенная Езекией в храме пред Господом, была исповеданием Его величия и истинности (4Цар 19:15−19).
Пс 65:18. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.
Молитва Езекии была услышана Господом потому, что в его сердце не было «беззакония», она составляла искреннее излияние его веры и чистого чувства.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 65