Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Окончание речи Елиуя. 1−13. Описание грозы и других физических явлений. 14−24. Заключение.

Иов 37:1−5. Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь.

Иов 37:1. И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего.

Гроза с сопровождающими ее громом и молниею — предвестники предстоящего явления Бога (Исх 19:9:16−17), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха (Ис 6:5; Иез 2:1; Дан 10:7−8).

Иов 37:2. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его.

Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром (Пс 28), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуя.

Иов 37:3. Под всем небом раскат его, и блистание его — до краев земли.

Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли.

Иов 37:4. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан.

За молнией следует гром, и «он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан», т. е. за громом вновь — молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются.

Иов 37:5. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые.

Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер («дивно», ср. Пс 64:6:138.14; Дан 8:24), величие Бога (ср. Пс 28) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений.

Иов 37:6. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти.

Иов 37:7. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его.

Иов 37:8. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах.

К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, — между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол «хатам» — «полагать печать» в Иов 9:7; Откр 20:2−3) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги (Пс 103:20−22).

Иов 37:9. От юга приходит буря, от севера — стужа.

Зима — время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими «гахедер», — из внутренней части юга (Иов 9:9), на юг находящейся пустыни, почему и земля Хадрах Зах 9:1 называется в Талмуде «землею юга», — с юга (Ис 21:1; Зах 9:14) или юго-востока (Ос 13:15), вторая приходит от «миммезарим», — от севера.

Иов 37:10. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается.

Под влиянием холодных ветров («от дуновения Божия»; ср. Исх 15:10) появляется лед, и поверхность воды делается плотною («сжимается»), затвердевает.

Иов 37:11. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его,

Иов 37:12. и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли.

Иов 37:13. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования.

Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального «или в благоволение» должно стоять: «или для Своей земли»: дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли.

Иов 37:14. Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии.

Иов 37:15. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего?

Иов 37:16. Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?

Иов 37:17. Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга?

Иов 37:18. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?

Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами, то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии?

Иов 37:19. Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить.

Сам Елиуй и другие люди ничего не могут сказать о них по причине ограниченности своего ума. С другой стороны, если бы они и могли это сделать, то где ручательство, что сказанное дойдет до слуха Господа, будет принято Им во внимание (ср. Иов 9:33). И, наконец, не поведет ли попытка вступить в рассуждения с Богом к гибели, а это соображение не вызывает ли в свою очередь мысль о покорности: «но желает ли человек быть уничтоженным?» (буквальное чтение второй половины стиха).

Иов 37:21. Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их.

Правильное чтение данного стиха такое: «и теперь нельзя глядеть на Его свет, когда он ярко блестит в небесах после того, как пронесся ветер и расчистил их». Если человек не выносит солнечного света, то не будет ли он ослеплен, стараясь проникнуть в тайны божественной премудрости? Одно из соображений в пользу мысли о необходимости предать себя в руки Господа.

Иов 37:22. Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие.

Вместо «светлая погода» в буквальном переводе с еврейского должно читаться: «золото приходит с севера». Людям известно месторождение золота, оно добывается на севере (Геродот, III, 116; Плиний, VI, 11,33). Но что касается премудрости Божией, божественных определений о человеке, знание которых дороже обладания золотом (Иов 28:12−16), то они недоступны смертным — «окрест Бога страшное великолепие».

Иов 37:23. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.

Хотя определения Господа непостижимы, но они безусловно справедливы. Так вынуждается Иов вручить свою судьбу Богу, смиренно подчиниться Его воле.

Иов 37:24. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!

И не только Иов, но и все люди, даже мудрые должны преклониться пред неисповедимыми путями Божьими. «Бог не смотрит ни на кого из мудрых» (вторая половина стиха), их мудрость не может отвратить Его определений.

комментарии Лопухина на книгу Иова, 37 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.