Окончание введения и первая речь Елиуя. 1−7. Обращенное к Иову увещание внимательно отнестись к его речам. 8−33. Разбор одного из неправильных взглядов Иова.
Иов 33:1. Итак слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим.
Иов 33:2. Вот, я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей.
Иов 33:3. Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое.
Беспристрастные по содержанию (Иов 32:21), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца («внимай всем словам»). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей (Иов 13:4).
Иов 33:4. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.
Иов 33:5. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною.
Иов 33:6. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения;
Иов 33:7. поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя.
И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: «вот, у Бога, пред Богом (евр. «ла-эл», ср. Иов 12:16) я, как и ты» (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним — вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. Иов 9:34:13.21,16.22) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: «вот я, по желанию твоему, вместо Бога», не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога (Иов 13:3−5); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога.
Иов 33:8. Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов:
Иов 33:9. чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды;
Иов 33:10. а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником;
Иов 33:11. поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими.
Иов 33:12. Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека.
Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, (Иов 10:7:12.4,13.23,16.17,23.10,27.5 и д.); как ограничение подобного взгляда см. Иов 8:20−21:13.23,26,14.4,16−17, а Бога — «выискивающим причины неприязни» (евр. «тенуот»; ср. Числ.14:34; Иов 32:7), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику (Иов 10:13−14:13.24,27,19.11,30.21). Иов не прав в этом случае, потому что Бог — «выше человека» (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящих его премудростью Бога («выше человека»). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы.
Иов 33:13. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих.
Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него (Иов 13:24). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. Иов 9:12), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно.
Иов 33:14. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека.
Иов 33:15. во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
Иов 33:16. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
Иов 33:17. чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
Иов 33:18. чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения («открывает ухо»: ср. 2Цар 7:27; Пс 39:7) и охранения своих наставлений от забвения («запечатлевает», буквально — «полагает печать»: запечатание в смысле охранения Песн 4:12; Дан 6:17; Мф 27:66). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. «предприятие», евр. «маасе», — 1Цар 20:19; Быт 20:3:6), удалить от гордости (Дан 3) и тем спасти от смерти («от пропасти»; ср. Пс 15:10:30.4). — естественного наказания за грех (Быт 3:3).
Иов 33:19. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, -
Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой «постоянная борьба волнует его кости» (ср. Пс 37:4), — нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим.
Иов 33:20. и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
Иов 33:21. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.
Иов 33:22. И душа его приближается к могиле и жизнь его — к смерти.
Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни «ламмитим», — ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается (2Цар 24:16; Пс 77:49).
Иов 33:23. Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, -
В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. «мелиц», ср. Быт 42:33; 2Пар 32:31; Ис 43:27), указывающего больному истинный путь («йашеро», ср. Притч 14:2), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. Быт 48:15; Пс 33:8).
Иов 33:24. Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.
Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти (Ис 63:9).
Иов 33:25. Тогда тело его сделается свеже́е, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.
Иов 33:26. Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его.
Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, — мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. Иов 5:19 и д.; Иов 8:21:11.15 и д.).
Иов 33:29. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,
Иов 33:30. чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.
Постигающие человека бедствия направляются к его исправлению, вразумлению, но не служат выражением божественного гнева, вражды, как утверждал Иов
Иов 33:32. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания;
Иов 33:33. если же нет, то слушай меня: молчи, и я научу тебя мудрости.
Так как взгляд Елиуя на воспитательное, исправительное значение страданий является новым для Иова, то желательно выслушать его отзыв о нем.
комментарии Лопухина на книгу Иова, 33 глава