Продолжение ответной речи Иова на речь Софара. 1−14. Желание Иова перенести свое дело на суд Бога и побуждения к этому. 14−28. Уверенность Иова при известных условиях в свое оправдание.
Иов 13:1. Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.
Иов 13:2. Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.
Иов 13:3. Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.
Иов знает не меньше своих друзей и тем не менее не в состоянии понять причину своих страданий; непонятна, следовательно, она и им. Поэтому для разрешения вопроса: за что осудил его Бог, он и решается обратиться к Нему самому, как единственному существу, знающему это.
Иов 13:4. А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.
Иов 13:5. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость.
При решении Иова перенести свое дело на суд Бога друзьям остается замолчать. Их молчание было бы приятно («о, если бы») для страдальца, так как своею ложью, — прямым обвинением в грехах (Иов 11:6) и предположением их (Иов 5:17), они причиняют ему страдания (Иов 19:2), а рассуждениями о божественной премудрости, советами ввериться ей так же мало утешают (Иов 16:2), как мало облегчает больного не понимающий болезни врач. Кроме того, молчание, как доказательство сознаний друзьями своей неправоты, свидетельствовало бы об их уме и мудрости (Притч 10:19:17.28), которыми они так хвалятся.
Иов 13:6. Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.
Иов 13:7. Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?
Иов 13:8. Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?
Иов 13:9. Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?
Иов 13:10. Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.
Иов 13:11. Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?
Иов 13:12. Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши — оплоты глиняные.
Но так как подобные побуждения к молчанию могли показаться друзьям неубедительными, то Иов указывает другое, — страх божественного наказания (ст. 11) за стремление защищать правосудие Господа несправедливым обвинением его, Иова, в грехах (ст. 7−8). Великий в правосудии Бог, великий до того, что не смотрит на лица (Втор 10:17), и мерзостью считает уста лживые (Притч 12:22), не оставит их без наказания за ложь (ст. 10; ср. Пс 30:19:51.5−7,58.13). Оно неизбежно: Бога обмануть нельзя (ст. 9), даже скрытым лицемерием (Иов 11:11); нельзя доказать правоту своих суждений, раз они слабы, как крепости, сделанные из глины (ст. 12).
Иов 13:13−19. Соображения, поддерживающие решимость Иова перенести свое дело на суд Божий (ст. 3).
Иов 13:13. Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.
Иов 13:14. Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою?
Иов 13:15. Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!
По свидетельству Суд 12:3; 1Цар 19:5:28.21; Пс 118:109, выражение: «душу мою полагать в руку мою», означает: «подвергаться величайшим опасностям». Одинаковый смысл, как думают, соединяется и с первою, нигде более не встречающегося в Писании, половиною ст. 14: «терзать тело мое зубами моими». Сообразно с этим 13−14 ст. имеют такой смысл. Намерение Иова «состязаться с Богом» (ст. 3) ослабляется боязнью подвергнуться наказанию за свободные речи. Но это чувство устраняется в свою очередь тем соображением, что больших, чем теперь, бедствий он не испытает. Бояться и страшиться ему, следовательно, нечего: «буду говорить, что бы ни постигло меня» (ст. 13). Безбоязненно ожидает Иов и смерти; она была бы страшна для него в том случае, если бы пришлось умереть неоправданным (ст. 15 ср. Иов 6:10).
Иов 13:16. И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!
Иов 13:17. Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими.
Иов 13:18. Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.
Иов 13:19. Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух.
Решимость Иова перенести свое дело на суд Бога свидетельствует о его невинности: «лицемер не пойдет пред лице Его» (ср. ст. 7−11). На почве данного сознания возникает уверенность в оправдании (ст. 18); уверенность столь сильная, что Иов согласен умереть, если кто-либо докажет ему его беззаконие (ст. 19).
Иов 13:20. Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:
Иов 13:21. удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.
Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он «не удалит от Иова руки своей», т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения (Иов 9:28), парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда «удаление руки Божией», дарование успокоения — является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым — служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия (ст. 21; ср. Иов 9:34−35).
Иов 13:22. Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.
Под условием исполнения своей просьбы Иов готов выступить как в роли обвиняемого («тогда зови, и я буду отвечать»), так и в роли обвинителя («или буду говорить я, а Ты отвечай мне»).
Иов 13:23. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.
Иов 14:13. Данные, на основании которых Иов рассчитывает на оправдание.
Иов 13:24. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?
Не считав себя совершенно безгрешным (ст. 26), Иов однако не знает за собою столь великих грехов, которые вызывали бы враждебные отношения к нему Бога, такие тяжкие страдания.
Иов 13:25. Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?
Иов 13:26. Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей,
Иов 13:27. и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, — гонишься по следам ног моих.
Иов 13:28. А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.
Бог поступает с Иовом как строгий, безжалостный судья. Не объявляя Иову его вины, Он прямо выносит ему тяжкий судебный приговор («пишешь...горькое» ср. Иов 10:1; Ос 8:12); не совершившему в последние годы каких-либо значительных проступков вменяет в вину грех юности, т. е. легкомыслия (ст. 26; ср. Пс 24:7), не дает двинуться с места без боли («ставишь в колоду ноги мои», — ст. 27) тому, чье тело изъедено болезнью, готово распасться (28 ст.).
комментарии Лопухина на книгу Иова, 13 глава