3:1 слово Господне было редко в те дни. То обстоятельство, что Бог длительное время не удостаивал Израиль Своего слова, обычно служило знаком Его недовольства им (14:37; Пс 73:9; Плач 2:9; Ам 8:11−12). Соответственно, обращение Господа к Самуилу можно понимать как знак Его благорасположения к пророку.
видения. Вопреки присутствующему в слове «видения» значению визуального контакта с Богом или его посланниками, его древнееврейский эквивалент означает часто «слышание», т.е. контакт слуховой.
3:3 светильник Божий еще не погас. В Священном Писании слово «светильник» ассоциируется с надеждой и обетованием или же с тем, кто в самом себе несет надежду и обетование (см., напр., 2Цар 21:17; 2Цар 22:29; 3Цар 11:36; 3Цар 15:4; Иов 18:5; Пс 131:17; Притч 13:9). Данное место можно понимать в том смысле, что, покуда живет и действует такой человек, как Самуил, надежда не может быть потеряна окончательно.
в храме. Очевидно, в скинии.
ковчег Божий. Ковчег Божий, в других местах ВЗ именуемый «ковчегом завета» или «ковчегом откровения», представлял собой особый переносной деревянный сундук, изнутри и снаружи выложенный золотом. Впервые о нем говорится в Исх 25:10−22 как о первом из предметов, помещенных в скинии.
3:7 Самуил еще не знал тогда голоса Господа. В данном случае о Самуиле говорится почти в тех же словах, что и о сыновьях Илия, которые «не знали Господа» (2:12). Такое сближение на лексическом уровне служит, однако, не уподоблению пророка нечестивым священникам, а, напротив, его противопоставлению им. Тогда как в случае с сыновьями Илия незнание Господа объясняется их испорченностью, Самуилу просто еще «не открывалось слово Господне».
3:8 Тогда понял Илий. Если вспомнить о непонимании Илием того, что делала в храме Анна (1:12−16), а также о его долго продолжавшемся неведении в отношении поступков собственных сыновей (2:22), настоящий эпизод следует рассматривать как признак того, что престарелому священнику отказывает не только физическое (ст. 2), но и духовное зрение. См. ком. к 1:13.
3:12 все то, что Я говорил. Имеются в виду слова, прежде сказанные Богом через человека Божиего (2:27−36). Самуил повторяет это пророчество и тем самым, во-первых, подтверждает отвержение Богом дома Илия и, во-вторых, заявляет о себе как о пророке (ст. 20).
3:13 сыновья его нечествуют. Данное место, по всей вероятности, правильнее было бы читать как «проклинают Бога», «богохульствуют». Трудность здесь состоит в том, что оба варианта перевода, будучи записанными по-древнееврейски, т.е. с использованием одних только согласных, оказываются практически идентичными. Согласно Лев 24:15−16, наказанием виновному в богохульстве могла быть только смерть.
не обуздывал их. Илий, учитывая его положение в семье и в обществе, был обязан прибегнуть к более решительным действиям в отношении своих сыновей, когда оказалось, что его устный упрек не возымел на них должного воздействия.
3:14 не загладится ни жертвами, ни приношениями. В то время как о неумышленных грехах священников сказано, что они могут быть заглажены жертвоприношениями (Лев 4:1−12), вопиющие грехи дома Илиева явно относятся к тем, что совершаются «дерзкой рукой» (Чис 15:30−31). Невозможность прощения за них усугубляете тем, что сыновья Илия препятствовали тому, что, собственно, и являлось естественным путем к прощению — жертвам и приношениям (2:17,29).
3:18 Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит. Какими бы ни были прежние его проступки, в данном эпизоде Илий показывает себя с лучшей стороны, смиренно принимая отвержение Господом своего дома и исповедуя Его полное право по Своему усмотрению вершить человеческие судьбы. Эти его слова в дальнейшем будут служить своего рода мерилом для оценки других лиц книги, в частности Саула (1Цар 20:30−31) и Давида (2Цар 15:25−26).
3:19 Господь был ним. Этим объясняется успех одних героев повествования и неудачи других. Так, о том, что Бог был с Давидом, говорится неоднократно (напр., 16:18; 18:12,14,28). В связи же с Саулом этого не сказано нигде, за исключением того случая, когда Ионафан говорит Давиду, что некогда Бог все-таки был с его отцом (20:13).
не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. См. 9:6. Т.е. Самуил получил отныне полное право называться пророком (Втор 18:21−22).
3:20 от Дана до Вирсавии... удостоен быть пророком Господним. В то время как деятельность Самуила в качестве судьи ограничивалась небольшим числом городов центральной части страны (7:15−17), слава о нем как о пророке распространилась по всему Израилю (см. 2Цар 3:10; 2Цар 17:11; 2Цар 24:2,25; 3Цар 4:25).
3:21 в Силоме. См. ком. к 1:3.
комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 3 глава