16:1 — 31:13 Данная часть Первой книги Царств посвящена восхождению к власти Давида и отпадению царства от Саула.
16:1 Вифлеемлянину. Впервые о Вифлееме упоминается в Быт 35:19. Этот город был родиной Давида, и именно туда Бог направил Самуила для помазания нового царя. О значимости Вифлеема в контексте пришествия Мессии (Помазанника) см. Мих 5:2; Мф 2:5−6; Ин 7:42.
Я усмотрел Себе царя. Примечательно, что Господь говорит об избрании царя «Себе», а не «им», т.е. народу (8:22; ср. 8:18; 12:13), как то было в случае с избранием Саула.
16:3 помажешь. См. ком. к 2:10.
16:4 старейшины города с трепетом вышли навстречу ему. Сходным образом повел себя Ахимелех, когда Давид в одиночестве пришел в Номву (21:1). Отчего старейшины, встречая Самуила, трепетали, не вполне ясно. Возможно, что они испытывали определенные опасения в связи с неудачей царствования, начало которому (см. гл. 8) было положено именно по требованию старейшин.
16:5 освятитесь. См. Исх 19:10−22. Обряд телесного очищения символизировал обретение соответствующего духовного настроя.
16:7 не смотри... на высоту роста его; Я отринул его. Слова о «высоте роста» как о ложном критерии пригодности человека к восхождению на престол, наряду с упоминанием о том, что самый высокий из сыновей Иессея «отринут» Богом, не могут не навести на мысль о Сауле, также славившемся своим ростом (9:2; 10:23), а ныне отвергнутом от царства (15:23,26).
Господь смотрит на сердце. Т.е. оценивает человека не по внешним, а по внутренним качествам (см. 13:14 и ком.).
16:11 меньший. Соответствующее древнееврейское слово, которое обозначает не только младшего по возрасту, но и меньшего по росту, подчеркивает контраст между Давидом и его высоким старшим братом, который был отвергнут Богом, а также первым царем Израиля, также отвергнутым Им (см. ст. 7 и ком.).
он пасет овец. Господь избирает пастуха и делает его пастырем для Своего народа.
16:13 среди братьев его. По всей видимости, старейшины также присутствовали при помазании Давида (ст. 4−5). Присутствие при этом событии братьев Давида подчеркивается, видимо, с целью объяснить поведение Елиава (см. 17:28).
почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. См. ком. к 10:6 и 11:6. Тем, что Дух почивал на Давиде постоянно, никогда не покидая его, новый царь Израиля противопоставлен Саулу, которого Дух лишь посещал.
16:14 от Саула отступил Дух Господень. Дух Божий оставил Саула Своим укрепляющим присутствием, должно быть, в момент, когда тот был окончательно отвергнут от царства (ср. 16:1).
возмущал его злой дух. Ср. 3Цар 22:21−23. Древнееврейское слово, переведенное здесь как «злой», отнюдь не всегда предполагает абсолютное зло. Оно может означать также и нечто мешающее, досаждающее.
16:18 человека... воинственного. Букв.: «воина».
и Господь с ним. Этим обстоятельством в большей мере, чем всеми личными качествами Давида, объясняется его уверенное продвижение к царской власти.
16:19 пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. Сам того не зная, Саул призывает к себе человека, которому предстоит сменить его на израильском престоле. В этих словах дается одно из многочисленных указаний на то, что восхождение Давида к власти направлялось провиденциально и ни в коем случае не было результатом политической борьбы.
16:21 очень понравился ему. Возможный перевод: «он (Давид) полюбил его (Саула) и сделался его оруженосцем».
комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 16 глава