13:1 — 15:35 Саул дважды поступает против Божией воли: в первый раз, когда совершает то, что положено совершать лишь священнику (13:1−15); во второй — сохраняя жизнь пленным амаликитянам (гл. 15). За это Бог отвергает его от царства.
13:1 — 14:52 Теперь, когда трехступенчатый процесс восхождения Саула на престол завершен (см. ком. к 11:15), а Самуил уже произнес завершающую его правление речь (гл. 12), начинается отсчет времени царствования первого израильского царя.
13:1 Год был по воцарении Саула. В Священном Писании есть только одно место, дающее основание сделать хоть какие-то выводы относительно длительности пребывания Саула на престоле, а именно Деян 13:21, где говорится о сорокалетнем сроке. Но в этот срок могут быть включены не только годы царствования Саула, но также и тот период, когда Израилем предводительствовал Самуил. Что касается косвенных указаний, то, руководствуясь ими, продолжительность царствования Саула следует считать равной примерно двадцати годам.
13:2 в Михмасе. Город к юго-востоку от Вефиля, в долине реки, пересыхающей в засушливое время года, и потому часто использовавшейся в качестве удобного пути сообщения между долиной реки Иордан и внутренними гористыми районами Израиля.
13:3 разбил Ионафан охранный отряд Филистимский, который был в Гиве. Напав на отряд филистимлян в Гиве, Ионафан совершил деяние, которое вскоре после помазания надлежало совершить Саулу (см. 10:7,14−16; 11:15 и ком.). Евреи. См. ком. к 4:6.
13:4 в Галгал. Галгал находился вне досягаемости филистимлян и являлся, таким образом, идеальным местом для сбора войска. В более ранней истории Израиля Галгал, благодаря своему стратегически выгодному местоположению, также играл заметную роль (см, напр, 7:16; 11:14; Нав 4:19,20; 5:10; 9:6; 10:6−15:43).
13:7 весь народ, бывший с ним. Имеется в виду не сформированные войска, о которых говорится в ст. 2, а народ, пришедший в Галгал по призыву Саула (ст. 2).
13:8 до срока, назначенного Самуилом. См. 10:8.
13:9 для жертвы всесожжения и для жертв мирных. См. ком. к 10:8.
13:11 что ты сделал? См. 14:43, а также ком. к 2:27−36; Быт 3:13; Нав 7:19.
я видел, что народ разбегается. Причина, которую Саул приводит в свое оправдание, с чисто человеческой точки зрения может показаться достаточно уважительной. Однако в перспективе Божественного, как то, в частности, подтверждается словами Ионафана (14:6), она неубедительна (Втор 20:9).
13:13 худо поступил ты. По-древнееврейски эта фраза означает, что поступок Саула был одновременно и недальновидным (т.е. глупым), и недостойным (т.е. неверным).
не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе. Говоря о «повелении Господа», Самуил имеет в виду данное им Саулу поручение, о котором сказано в 10:8 (ср. Чис 27:19; Втор 3:28; Втор 31:14,23). Это поручение должно было стать проверкой готовности Саула следовать нормам истинной теократической монархии. Саул этой проверки не выдержал (см. ком. к 10:1; 12:3−5).
13:14 не устоять царствованию твоему. Надежде Саула на то, что он станет основателем царской династии, не суждено сбыться; сам он, впрочем, еще окончательно от престола не отвержен (15:23).
Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему. Т.е. новый царь будет избран сугубо по воле Божией. Но в то же время, с учетом таких мест, как 2:35 и 16:7, следует иметь в виду и понятие об избраннике Божием, «муже по сердцу» Его (т.е. Давиде), как о человеке, действующем в соответствии с Божиими замыслом и волей (ср. 14:7).
13:15 встал Самуил и пошел. Из-за «худого» поступка Саула Самуил уходит, не дав ему, вопреки своему прежнему намерению, дальнейших указаний (10:8). В Септуагинте в данном стихе сообщается также, что после ухода Самуила Саул отправился в Гиву к Ионафану. Эта версия, по всей вероятности, точнее отражает первоначальный библейский текст.
13:17 вышли из стана Филистимского три отряда. Эти три отряда, которые, как можно заключить из последующих строк, выступили в три разные стороны — на восток, на север и на запад — могли преследовать любые цели: грабеж, запугивание врага, разведку или взятие под контроль важнейших дорог для предупреждения возможного внезапного нападения неприятеля.
13:19−21 Содержащееся в данных стихах краткое отступление подчеркивает, в каком тяжелом положении пребывал в ту пору Израиль: у израильтян не было полноценного оружия и даже в изготовлении орудий труда они зависели от филистимлян. Как показывают результаты археологических раскопок, филистимляне действительно опережали своих соседей в технике обработки железа.
13:22 только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его. Это замечание указывает на то, что все свои надежды Израиль мог возлагать только на этих двоих — на царя и его сына.
комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 13 глава