10:1 помазывает тебя в правителя. См. ком. к 9:16.
наследия Своего. См. 9:16 («народу Моему — Израилю»); Втор 32:9; 2Цар 20:19. Готовность Господа удовлетворить просьбу народа и поставить над ним земного царя отнюдь не означает, что Сам Он отказывается от прав, которыми как Великий Царь обладает на Свое «наследие» (или, по-другому, «владение») — Израиль. Царь-помазанник должен быть не самовластным правителем, а наместником Божиим, пользующимся правами, определенными и ограниченными Им Самим (10:25).
10:2−6 Завершающие слова ст. 1 в том виде, в каком они содержатся в Септуагинте, указывают, что Саулу предстоит получить знамение, подтверждающее его помазание.
10:5 на холм Божий. Правильнее читать это место «в Гиву Божию». По всей вероятности, это то же место, что и названное в 13:3 просто «Гива». Часть исследователей, однако, полагают, что здесь имеется в виду «Гива Саулова» (ст. 26; 11:4).
где охранный отряд Филистимский. То обстоятельство, что в «Гиве Божией» находился «охранный отряд Филистимский», с очевидностью указывает на то, какая первоочередная задача стояла перед Саулом, призванным освободить народ Божий из-под власти филистимлян (9:16).
встретишь сонм пророков. Возглавляющим сонм пророков Самуил представлен в 19:20. «Сыны пророческие» (во множественном числе) также упоминаются совместно с Елисеем в 4Цар, гл. 2; 6:1; 9:1 и др. В такие «сонмы» или группы во времена всеобщего отступничества и духовной индифферентности собирались ревностные защитники истинной религии.
пророчествуют. В ВЗ пророчествование обычно, но не всегда, означает передачу чьих-либо слов (см., напр., Исх 6:28 — 7:2, где сказано, что Аарон исполнял роль «пророка» при Моисее; ср. 3Цар 22:22; Иер 14:14; Иез 21:9; Ам 3:8). Пророки Божий, таким образом, являются как бы Его вестниками (2Цар 7:1−5; 2Цар 12:1; 2Цар 24:11−12).
10:6 найдет на тебя Дух Господень. См. ст. 10, а также 11:6 и ком. О воздействии Духа на Самсона говорится в таких же словах (Суд 14:6,19; Суд 15:14). В Давиде Дух Господень присутствовал постоянно (16:13), Саул же в конце концов был лишен Его присутствия (ср. 16:14; 18:10; см. также ком. к 11:6). Часто в ВЗ ниспослание Духа Божия означает, что Бог дает человеку силу для выполнения определенной задачи.
сделаешься иным человеком. Здесь речь не идет о каком-то коренном духовном перерождении или преображении Саула. Смысл этих слов, скорее, в том, что Саул должен на некоторое время измениться, чтобы оказались явленными все необходимые знамения (ст. 9; примечательно, помимо прочего, и удивление тех, кто знал его раньше, ст. 11).
10:7 делай, что может рука твоя. Главным предназначением Саула было освобождение Израиля из-под власти филистимлян. Ввиду того, что Самуил, сообщая Саулу о последнем из трех знамений, прямо указал на зримый символ филистимского владычества (ст. 5), данные слова пророка следует понимать как повеление Саулу в подтверждение его помазания атаковать охранный отряд филистимлян (или убить филистимского наместника; см. ком. к ст. 5) и тем самым бросить вызов неприятелю.
10:8 пойди прежде меня в Галгал. Самуил предписывает Саулу, после того, как тот сделает «что может его рука», явиться на встречу с ним в Галгал с тем, чтобы пророк жертвоприношениями освятил предстоящую битву и дал помазаннику новые указания.
для принесения всесожжении. См. Лев 1:3−17.
мирных жертв. Мирные жертвы описаны в Лев, гл. 2.
10:9 Бог дал ему иное сердце. См. 10:6 и ком.
10:11 неужели и Саул во пророках. Эти слова стали пословицей, которой выражают удивление при виде того, что кто-то занимается чем-то ему несвойственным. Люди, прежде знавшие Саула, крайне удивились, увидев его среди ревнителей веры. В связи с этим они могли предположить: либо Саул действительно переменился, либо же просто действовал необычным для себя образом. Второе предположение представляется более правдоподобным, ибо в его пользу, в частности, говорит явно ироническое употребление пословицы «Неужели и Саул во пророках?» (19:24).
10:12 а у тех кто отец? Ввиду того, что слово «отец» может означать и руководителя группы пророков (напр., 4Цар 2:12; 6:21), человек, задавший этот вопрос, возможно, хотел узнать, кто именно предводительствует данной конкретной группой.
10:14−16 Третье из назначенных знамений исполнилось (см. ком. к 10:2−6), однако Саул не делает, как должен был бы, «что может его рука» (см. ст. 7; 13:3 и ком.).
10:17 созвал Самуил народ. Отказавшись от исполнения данного ему Самуилом предписания (ст. 7), Саул не привлек к себе всеобщего внимания, и теперь, чтобы донести до народа Божественный замысел, пророк должен прибегнуть к другому средству. Первые слова его речи к собравшемуся народу (ст. 18) весьма напоминают обычное начало пророческих обвинительных речей (см. ком. к 2:27−36). Собственно же процедура выбора Саула очень сходна с процедурой определения виновного в том или ином проступке (ср. гл. 14; Нав, гл. 7).
10:20 указано колено Вениаминово. Избрание определялось жребием. О бросании жребия см. Лев 16:8−10; Чис 26:55. Могли также использоваться урим и туммим, о которых см. Исх 28:30; Чис 27:21; Втор 33:8.
10:22 он скрывается в обозе. Из всего уже сказанного о Сауле уместнее полагать, что такое поведение свидетельствовало скорее о его робости, а не о смиренности.
10:25 права царства. Поставив через пророка Самуила царя над Израилем, Бог, тем не менее, остается его Великим Царем. Для того, чтобы царствование земного царя было благополучным, и царь, и народ должны неизменно считаться с данными им свыше правами царства (Втор 17:18−20; 4Цар 11:12). написал в книгу, и положил пред Господом. Ср. Втор 31:26; Нав 24:26.
10:27 ему ли спасать нас? Задававшие этот вопрос названы «негодными людьми» вполне заслуженно, поскольку они ставили под вопрос выбор, сделанный Богом. Но в то же время их сомнение не может считаться безосновательным, ибо Саул к описываемому моменту еще не совершил ничего, что бы возвысило его над остальными. В отличие от Саула, Давид перед восшествием на престол имел на своем счету целый ряд доблестных деяний.
комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 10 глава