20:1−10 Ангел, сошедший с неба, сковал сатану на тысячу лет. Замученные за веру свидетели (ст. 4) оживают и царствуют со Христом. После тысячи лет сатана вновь освобожден; он собирает народы на брань, в итоге он будет низвержен окончательно (ст. 10). См. Введение: Трудности истолкования.
20:2 сковал его. У сатаны отнята его сила воздействовать на народы. Премилленниалисты и некоторые постмилленниалисты (см. Введение: Трудности истолкования) связывают это событие с наступлением периода мира и благоденствия, совершенно отличного от той атмосферы, которая существует в настоящее время (1Пет 5:8; 1Фес 2:18). Амилленниалисты считают, что сатана уже был скован через смерть Христа и Его воскресение (12:9; Мф 12:29; Ин 12:31; Кол 2:15). Его власть обольщать людей была тем самым ограничена; в результате проповедь Евангелия, начатая трудами апостолов, распространилась среди всех народов. Возможно, ограничение власти сатаны тесно связано с временным поражением зверя (17:8).
на тысячу лет. См. ком. к 20:1−10.
20:3 не прельщал уже народы. См. 20:8,10; 13:14; 16:14; 19:20.
20:4 души. См. 6:9−10. Как самая прекрасная группа верных свидетелей Христа выделены мученики. Но перечисленных привилегий не лишены и прочие святые.
не поклонились зверю. См. ком. к 13:1−10.
царствовали. См. 2:26−27; 3:21.
20:5−6 Это — первое воскресение. Если здесь имеется в виду телесное воскресение, то оно совпадает по времени со Вторым пришествием Христа (1Кор 15:51−57; 1Фес 4:13−18), и тогда правы премилленниалисты (см. Введение: Трудности истолкования). С другой стороны, сказанное о второй смерти в 20:6,14 и в 21:8 указывает на различие между первой и второй смертью. Первая смерть — смерть телесная и потому не окончательная. Вторая смерть есть окончательная смерть, духовная по своей природе. Подобно этому, первое и второе воскресение, соответственно, могут быть предварительным и окончательным. Первое воскресение духовное, второе относится к телу. Тогда следует понимать, что первое воскресение совпадает либо с новым духовным рождением (Ин 5:24−25), либо с единением со Христом в момент телесной смерти (6:9,10; 2Кор 5:8; Флп 1:23). Учитывая прослеживаемый в Откровении мотив о восстановлении справедливости по отношению к мученикам (20:4), второе мнение представляется более предпочтительным.
20:6 будут священниками Бога и Христа. См. ком. к 1:6.
20:7 Гога и Магога. Эти имена взяты из гл. 38; 39 книги Иезекииля и означают последних врагов Бога.
собирать их на брань. См. 16:14.
20:11−15 Бог, Совершенный и Могущественный, вершит суд над сотворенным миром. Это видение имеет общие черты с Дан 7:9−10; Мф 25:31−46; Пс 7:7−9; Пс 46:9−10 и с другими ветхозаветными описаниями суда.
Этот суд следует за тысячелетием, о котором сказано в 20:2,7. Премилленниалисты считают, что Второе пришествие предваряет тысячелетнее царство и потому должно иметь свой суд. Верующие получат награду при Втором пришествии Христа; этот же, более поздний, суд предназначен для грешников и тех, кто в течение этого тысячелетия жил в непреображенном теле. С другой стороны, амилленниалисты и постмилленниалисты обычно считают это место одним из упоминаний о всеобщем Последнем суде при Втором пришествии Христа (см. Введение: Трудности истолкования).
20:11 престол. См. 4:2.
бежало небо. См. 6:14.
20:12 книга жизни. См. ком. к 13:8.
Это смерть вторая. См. ком. к 20:5−6.
комментарии Женевской Библии на Откровение Иоанна, 20 глава