Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Откровение | введение

Новой Женевской Библии


Автор

Автор этой книги называет себя Иоанном (1:1,4,9; 22:8). Он был хорошо известен церквам в Малой Азии (1:9; см. Время и обстоятельства написания). Иустин Мученик, Ириней Лионский и другие церковные авторитеты II в. по Р.Х. считали автором ее апостола Иоанна Богослова. Однако в III в. епископ Дионисий Александрийский, сравнив стиль и тематику книги Откровение с Евангелием от Иоанна, пришел к заключению, что эти книги, возможно, принадлежат разным авторам. И все же, наиболее вероятно, что автором книги Откровение является апостол Иоанн. При этом в самой книге подчеркивается, что все, что сообщается в ней, изначально исходит от Иисуса Христа и от Бога Отца (1:1,10,11; 22:16,20). Откровение, таким образом, обладает полнотой Божественного авторитета (22:18,19).

Время и обстоятельства написания

Книга Откровение была написана в период гонения, вероятно, в конце правления римского императора Нерона (54−58 гг. по Р.Х.) или во времена царствования Домициана. Большинство ученых склоняются к дате ее написания около 95 г. по Р.Х.

Откровение обращено к семи церквам в Малой Азии (1:4,11), в той ее области, которая в настоящее время является частью Западной Турции. Каждой церкви адресованы слова укоризны и ободрения в соответствии с ее состоянием (2:1 — 3:22). На некоторых христиан обрушились преследования (1:9; 2:9,13); однако следует ожидать еще худшего (2:10; 13:7−10), римские власти попытаются принудить христиан воздавать императору божественные почести. Еретические учения склоняли христиан к компромиссу с языческим окружением (2:2,4,14,15.20−24; 3:1,2,15,17). Откровение утешает христиан тем, что Христос знает, в каких условиях они находятся, и призывает их твердо противостоять всем искушениям. Победа обеспечена им кровью Агнца (5:9−10; 12:11). Христос не замедлит прийти; Он победит дьявола и всех его пособников (19:11 — 20:10); народ Божий будет наслаждаться вечным покоем пред лицом Господа (7:15−17; 21:3−4).

Трудности истолкования

Толкователи Откровения расходятся во мнении относительно времени исполнения видений, описанных в 6:1 — 18:24.

Некоторые считают, что исполнение уже имело место при падении Иерусалима, если книга Откровение была написана в 67−68 гг., или при падении Римской империи. Другие полагают, что все, предреченное в Откровении, исполнится в последний критический период перед вторым пришествием Христа. Представители исторической школы считают, что текст Откровения с 6:1 по 18:24 представляет собой очерк последовательного течения церковной истории от I в. по Р.Х. (6:1) вплоть до второго пришествия Христа (19:11). Сторонники символического толкования убеждены, что в картинах Откровения отражены не определенные события, принципы духовной войны и что эти принципы действуют на протяжении всей истории церкви, и их воплощение может повторяться.

Ближе всего к истине, вероятно, будет сочетание этих мнений. Образы книги Откровение многогранны, и возможно различное их толкование. Если полагать, что в Откровении выражены лишь общие принципы, то эти принципы имеют отношение не только к семи церквам и их проблемам (1:4; см. Время и обстоятельства написания). Эти принципы будут актуальны в течение всей земной истории церкви вплоть до второго пришествия Христа (22:20; ср. 2Фес 2:1−12). Христиане вовлечены в эту духовную войну и должны применять эти принципы к самим себе и к своему времени (1:3 и ком.). Следовательно, многие моменты Откровения могут относиться, по крайней мере, к трем периодам времени: и к первому веку, и к периоду конца истории мира, и к тому времени, в котором мы живем.

Значительные трудности для истолкования представляет тысячелетний период (20:1−10).

Тысячелетний период, или, как его обычно называют, Тысячелетнее царство («милленниум»), толкуется различно. Премилленниалисты считают, что Тысячелетнее царство последует за вторым пришествием Христа, которое описано в 19:11−21. После второго пришествия сатана будет связан, и Христос возвестит о начале продолжительного периода мира и благоденствия на земле. Одни толкователи понимают тысячу лет буквально, другие считают, что это число является символическим и означает очень долгий период времени. В начале Тысячелетнего царства христиане обретут новые тела. Но окончательный суд над остальными людьми произойдет в конце, после мятежа, поднятого сатаной. Этого взгляда придерживались Иустин Мученик и Папий (II в. по Р.Х.).

Амилленниалисты считают, что Тысячелетнее царство является прообразом теперешнего царствования Христа и святых на небе (аналогично 6:9,10). Первое воскресение, в свою очередь, понимается как жизнь христиан вне плоти на небесах со Христом либо как жизнь во Христе, которая начинается с нового духовного рождения (Рим 6:8−11; Еф 2:6; Кол 3:1−4). Сатана был скован на тысячу лет благодаря победе Христа, одержанной Его распятием и воскресением (Ин 12:31; Кол 2:15).

По мнению постмилленниалистов, перед вторым пришествием Царство Христа и Церковь получат очень широкое распространение на земле. Причем полагают, что это тысячелетие является завершающим периодом земного торжества христианства, которое последует за проповедью Евангелия, о чем говорится в Откровении (19:11−21). Другие соглашаются с амилленниалистами и отождествляют текст 20:1−6 с периодом истории человечества, который начался с момента воскресения Христова.

Разногласия отчасти касаются хронологической взаимосвязи текстов 20:1−10 и 19:11−21. Премилленниалисты считают, что события, описанные в 20:1−10, следуют за вторым пришествием, которое, соответственно, изложено в 19:11−21. Но возможно также, что в 20:1−15 представлен седьмой цикл наказаний, подводящих ко второму пришествию. Последняя битва (20:7−10) по всем признакам есть та, о которой говорится в 16:14,16; 17:14; 19:11−21. В различных ее описаниях использованы те же выражения, что и в главах 38 и 39 Книги Иезекииля. Осуждение сатаны (20:10) параллельно суду над Вавилоном (гл. 17−18), над зверем и лжепророком (19:11−21). Некоторые черты повествования 20:11−15 соответствуют более ранним описаниям второго пришествия (6:14; 11:18). Более того, все враги Христа уже уничтожены (19:11−21). Если 20:1−6 говорит о более поздних событиях, то тогда сатана уже не мог никого обольщать в 20:3.

Различия в позиции по вопросу о Тысячелетнем царстве зависят от толкования не только текста 20:1−10, но и ветхозаветных текстов. Кроме того, как и все Откровение, в 20:1−10 употреблены выражения, которые могут быть наполнены различным содержанием. Все это затрудняет точное понимание этого места. Ясно главное: сатана в итоге будет низвержен; однако прежде этого Бог проявит попечение о Своих верных и дарует им наслаждение плодами Его победы.

Характерные особенности и темы

1. Содержание. В начальном видении Христос является в образе величественного Царя и Судии вселенной, главенствующего над церквами (1:12−20). Далее, в 2:1 — 3:22 Христос обращает внимание на нужды каждой церкви в отдельности. Его обетования также напоминают церквам о величии их призвания (2:7,10,11,17.26−28; 3:5,12,21). Выбор именно семи церквей указывает на глобальное значение содержания книги (1:4 и ком.).

Начиная с гл. 4 и по 22:5 укоры и поощрения, высказанные Христом, обретают иное содержание. Через Христа и Его ангелов (22:8,9,16) Иоанн получает ряд видений, цель которых — открыть верующим царское достоинство и величие Христа, природу духовной брани, окончательное наказание зла и исход долгой духовной войны. Господь со Своим воинством одержит победу (17:14; 19:1−2). Его силам противостоит сатана, большой дракон (12:3), который обольщает всю вселенную (12:9). Сатана имеет двух пособников: зверя и лжепророка, все вместе они образуют лжетроицу (13:1−18; 16:13; ком. к 13:1−10). Зверь, олицетворяющий насилие и преследования, исходящие от государственной системы, угрожает уничтожить истинных свидетелей Христа и принудить людей поклониться ему (13:7−8). Лжепророк выступает как его помощник и провозвестник. Вавилон представляет мир сей и его соблазны. Противостав всем этим угрозам, искупленные должны держаться истинного и верного свидетельства даже ценой мученичества (12:11) и хранить подлинную духовную чистоту (14:4; 19:8). Свидетельство верных найдет свое выражение в конечном прославлении Божественной истины (21:22−27), их чистота достигнет совершенное выражение в образе непорочной невесты Агнца (21:9).

Главная тема Откровения — Бог правит историей и приведет ее к триумфальному завершению в Иисусе Христе, когда слава Божия наполнит все мироздание (21:22−23; 22:5; ком. к 4:1 — 5:14). Эти истины воплощены в видениях с множеством подробностей, которые следует рассматривать как фрагменты более общей картины — как Бог руководит ходом истории.

2. Литературные особенности. Книга Откровение относится к жанру апокалипсической литературы. Подобно книгам пророков Иезекииля, Даниила и Захарии, она содержит видения с большим числом символических элементов. Используя художественные образы, а также обетования и предостережения, Откровение сплетает в единое поэтическое полотно темы всего Священного Писания. Это — «откровение», т.е. раскрытие тайн.

По своей композиции книга является посланием. Главная ее часть (4:1 — 22:5) состоит из семи циклов судов, каждый из которых подводит к описанию второго пришествия (4:1 — 8:1; 8:2 — 11:19; 12:1 — 14:20; 15:1 — 16:21; 17:1 — 19:10; 19:11−21; 20:1−15). В заключительной, восьмой, части, представляющей кульминацию видений, показан новый Иерусалим (21:1 — 22:5). Каждый цикл книги следует понимать как картину духовной войны, изображаемую в новом аспекте. Более поздние циклы сосредоточиваются на самых напряженных стадиях этого столкновения и на втором пришествии Христа.

Один за другим в действие вводятся символические образы, затем они излагаются в обратном порядке, а именно:

А. Народ Божий описан в образах света и творения (12:1,2)

Б. Дракон-сатана (12:3−6)

В. Зверь и лжепророк (13:1−18)

Г. Невеста: народ Божий представлен в образах святости (14:1−5)

Д. Вавилон-блудница (17:1−6)
Д. Разрушение Вавилона (17:15 — 18:24)

Г. Брак Агнца (19:1−10)

В. Зверь и лжепророк низвержены (19:11−21)

Б. Дракон сокрушен (20:1−10)

А. Народ Божий описан в образах света и творения (21:1 — 22:5).

3. Другие особенности. Книге Откровение присущ богатый символизм, понимать который необходимо в системе символики Священного Писания в целом.

Содержание

I. Введение (1:1−20)

А. Пролог (1:1−3)
Б. Приветствия (1:4−5)
В. Славословие (1:5−8)
Г. Видение Христа-Судии (1:9−20)

II. Увещания семи церквам (2:1 — 3:22)

III. Небесные видения (4:1 — 22:5)

А. Первый цикл: книга за семью печатями (4:1 — 8:1)

1. Видение Господа Вседержителя и Того, Кто достоин снять печати (4:1 — 5:14)
2. Снятие шести печатей (6:1−17)
3. Попечение о святых (7:1−17)
4. Снятие седьмой печати (8:1)

Б. Второй цикл: семь ангелов с семью трубами (8:2 — 11:19)

1. Семь ангелов предстоят перед Богом (8:2−6)
2. Шесть ангелов трубят в свои трубы (8:7 — 9:21)
3. Попечение об Иоанне и двух свидетелях (10:1 — 11:14)
4. Седьмой ангел трубит (11:15−19)

В. Третий цикл: семь символических историй (12:1 — 14:20)

1. Главные действующие лица: народ Божий противостоит дьяволу (12:1−6)
2. Развертывание семи символических историй (12:7 — 14:11)

а) История дракона (12:7−12)
б) История жены, родившей младенца (12:13−17)
в) История зверя, выходящего из моря (13:1−10)
г) История зверя, выходящего из земли — лжепророка (13:11−18)
д) Сто сорок четыре тысячи искупленных (14:1−5)
е) Три ангела-вестника (14:6−11)

3. Попечение о святых (14:12−13)
4. Седьмая символическая история: явление подобного Сыну Человеческому (14:14−20)

Г. Четвертый цикл: семь чаш гнева Божия, излитые ангелами, вышедшими из храма (15:1 — 16:21)
Д. Пятый цикл: суд над Вавилоном и утверждение Церкви (17:1 — 19:10)
Е. Шестой цикл: последняя битва (19:11−21)
Ж. Седьмой цикл: царствование святых и последний суд (20:1 — 21:8)
З. Новый Иерусалим (21:9 — 22:5)

IV. Заключительные увещания (22:6−20)

V. Последнее благословение (22:21)

комментарии Женевской Библии на Откровение Иоанна, введение

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.