1:1−4 Пролог освещает два временных периода, в которые Бог говорил к Своему народу: «издревле» (ст. 1) и «в последние дни» (ст. 2). Пришествие Сына отмечает настоящее время как «последние дни» периода спасения, обещанного через пророков (Иер 23:20; Ос 3:5; Мих 4:1; ср. 1Кор 10:11).
1:1 Бог... говоривший. Основополагающая тема послания (2:2−3; 4:12; 6:5; 11:3; 12:25).
многократно. Повторяющийся характер пророческого откровения свидетельствует о его несовершенстве, так же, как повторяющееся жертвоприношение животных свидетельствует о недостаточности самой жертвы (10:1).
многообразно. Т.е. в видениях, снах и т.д.
1:2 в Сыне. Это откровение полнее и совершеннее того, что было дано через пророков. Моисей, величайший пророк, был всего лишь слугой в доме Отца, тогда как Христос является Сыном Отчим — «сияние славы и образ ипостаси Его (Отца)» (ст. 3). Сын говорит так же, как говорили пророки, но то, что Он говорит, является полным, абсолютным и окончательным откровением Божиим.
наследником всего. Величие Христа явственно откроется в конце человеческой истории, поскольку «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол 1:16). Он — Первородный (ст. 6), Он — Тот, к Чьим ногам будут положены все враги Его (ст. 13). Поскольку Бог принимает нас через Христа и усыновляет, мы также наследники (сонаследники со Христом). См. ст. 14; 6:12,17; Рим 8:14−17; Гал 4:6−7.
чрез Которого и веки сотворил. Превосходящее все достоинство Сына открыто в творении, поскольку «Им создано все» (Кол 1:16).
1:3 сияние славы. Греческое слово, переведенное здесь как «сияние», употреблено при описании персонифицированной Божественной Премудрости в неканоническом еврейском произведении «Книга премудрости Соломона» (Прем 7:25−28). Однако в послании речь идет не о персонификации Божиих свойств, а о Божественной Личности, обладающей этими свойствами.
образ ипостаси Его. Это выражение предполагает единство Сына с Отцом и их раздельность как Божественных Личностей. Соответствуя во всем Отцу, Сын открывает Собою Отца, т.е. является Его откровением. Христос — образ Бога невидимого» (Кол 1:15) — является Тем, в ком мы можем видеть Отца (Ин 14:9; 2Кор 4:4−6).
держа все словом силы Своей. В начале времен Сын призвал творение к существованию (Кол 1:17) и хранит его от разрушения и гибели до того дня, когда его словом все будет вновь поколеблено, все, кроме Царства Божия и наследников его (12:26−28).
очищение грехов наших. Разъясняется значение искупительной смерти Сына, как священнический акт очищения тех, кто призван в присутствие Божие (9:14).
воссел одесную (престола) величия на высоте. См. Пс 109:1. Это выражение содержит указание на два аспекта превосходящей все славы Сына. Во-первых, «одесную» означает величие служения Христа, которое является вершиной праведности, небесной святости и не имеет аналогов на земле (8:1,2,5). Во-вторых, Он «воссел», поскольку Его очистительная (освятительная) работа, в отличие от священников-левитов, была сделана однажды и навсегда (10:11−12).
1:4 превосходнее Ангелов. Этими словами вводится ряд цитат из Ветхого Завета (ст. 5−14).
славнейшее... наследовал имя. Предвечный Сын принял человеческую природу (воплотился), чтобы спасти людей от греха и смерти (2:14−15). Теперь же, как воскресший Мессия, Он «открылся Сыном Божиим в силе... через воскресение из мертвых» (Рим 1:4). Возвышение Христа, как новый этап Его мессианского и посреднического служения, и является свидетельством того, что Он стоит выше ангелов.
1:5−6 Серия цитат начинается примерами из Псалтири (ст. 5, см. Пс 2:7), пророков (ст. 5, см. 2Цар 7:14; в еврейской Библии книги пророка Самуила — Первая и Вторая книги Царств — относятся к пророческим Писаниям) и закона (ст. 6, см. Втор 32:43).
1:5 Ты Сын Мой. Именно провозглашением Мессии Своим Сыном Бог воздает Ему величие, превосходящее величие ангелов. Хотя Иисус — предвечный Сын Бога (Мк 1:11; Ин 3:16), объявление о сыновстве, провозглашенное пророком (Пс 2:7), относится ко времени, когда вочеловечившийся Сын завершает Свою искупительную миссию. Верующие не обретают божественности и не разделяют со Христом Его предвечного сыновства, но их усыновление Богом подразумевает, что они становятся причастны к сыновству Христа через соединение с «вождем спасения» (2:10; ср. 3:14 и ком.; Рим 8:29).
1:6 вводит... во вселенную. Когда Сын снизошел к принятию человеческой природы, ангелы также служили Ему (Лк 2:13−14).
Первородного. Как и в Пс 88:27, это слово выражает понятие «высший над всеми», но не «первый среди равных». В Исх 4:22 это слово означает «избранный», «возлюбленный» (Кол 1:15).
1:7 духов. Использованное в оригинале греческое слово может означать также «ветер». Слово «огонь» ассоциирует ангелов с чем-то изменчивым, в то время как Сын пребывает вечно и остается неизменным (ст. 10−12).
служителями. В отличие от Сына, ангелы — только слуги в доме Отца.
1:8−9 См. Пс 44:6−7. Сын есть Бог, однако он отличается от Отца (Ин 1:1).
1:9 возлюбил правду. О покорности и праведности Сына см. 4:15; 5:8; 7:26.
1:10 О Сыне как Творце см. ст. 2 и ком.
1:11 Ты пребываешь. Божественная предвечность и неизменность Сына лежат в основе Его первосвященнического достоинства (7:3,23−24), благодаря чему наследие верующих также является вечным и неизменным (10:34; 12:27−28; 13:14).
1:13−14 Положение Сына на небесах (ст. 3; 8:1) противопоставляется положению ангелов как слуг тех, кто наследует спасение, т.е. получает наследство Христа как сонаследник с Ним, см. ст. 2:5; 2:10; 6:12; ср. 8:17,29. Ангелы служат Христу и Его народу, получающему спасение через единение с Ним. В этом смысле Его народ стоит выше ангелов (ср. 2:16; 1Кор 6:3).
комментарии Женевской Библии на послание к Евреям, 1 глава