3:1−8 Передав наставления отдельным группам верующих, Павел теперь преподает Титу общие советы, среди которых помещено еще одно размышление о благодати Божией, и воодушевляет людей на «всякое доброе дело» (ст. 1).
3:1 начальству и властям. О покорности христиан правящим властям см. Рим 13:1−7; 1Пет 2:13−17; ср. 1Тим 2:2.
быть готовым на всякое доброе дело. См. ст. 8; ком. к 2:7.
3:3 Этот стих содержит описание греховного состояния человека вне Христа (Еф 2:1−3).
3:4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога. В соответствии со ст. 3, Павел имеет в виду не пришествие Христа в мир, а опытное познание грешником благодати Божией (2Тим 1:10).
3:5 Он спас нас. См. 2Тим 1:9.
не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости. Спасение дается по благодати, а не по делам (ст. 6; 2Тим 1:9; Еф 2:8−9).
банею. Духовное очищение, знаком и печатью которого является крещение (1Кор 6:11; Еф 5:26).
возрождения и обновления. Возрождение — новая жизнь, начинающаяся для человека, пришедшего к вере во Христа (Ин 3:3,5; 1Пет 1:3,23). Обновление тесно связано с возрождением; оно означает полное преображение жизни, начало которому кладет возрождение (2Кор 5:17; Рим 12:2).
Святым Духом. Дух сообщает людям благодать Божию, излившуюся во Христе (Ин 3:5−6).
3:7 оправдавшись. Т.е., получив оправдание перед Богом.
Его благодатью. Сами по себе (ст. 3−4) люди никогда не оказались бы праведными перед Богом. Суть ст. 3−7 в том, что праведность подается только благодатью Божией (Рим 3:21−25).
наследниками. Даруя Свою благодать грешникам, Бог имел целью не только спасти их от вечного осуждения, но и сроднить с Собой через усыновление и таким образом сделать наследниками Своих обетований (Рим 8:17; Гал 3:29; Гал 4:7).
3:8 Слово это верно. См. ком. к 1Тим 1:15. Ср. со ст. 4−7.
быть прилежными к добрым делам. См. ком. к ст. 1.
3:9 состязаний. Отличительным свойством лжеучителей была их склонность к словопрениям (1Тим 1:4; 1Тим 6:4).
о законе. Т.е. о законе Моисеевом (см. ком. к 1:10; ср. 1Тим 1:7).
бесполезны. В противоположность добрым делам, которые «полезны» (ст. 8).
3:10 Ср. Мф 18:15−17.
еретика. Лжеучители были причиной разделений в церквах (1Тим 6:4,5).
3:12−15 Павел заключает послание наставлением лично Титу, прощальным приветствием и благословением.
3:12 Артема. Нигде больше в НЗ не упоминается. Видимо, это один из сотрудников Павла.
Тихик. Сотрудник Павла, упомянутый в Деян 20:4; Еф 6:21; Кол 4:7; 2Тим 4:12.
Никополь. Город в Римской империи, территория современной Албании.
3:13 Зину... Аполлоса. Вероятно, они и доставили послание Титу. Зина не упомянут больше нигде в НЗ; видимо, это один из сотрудников Павла. Аполлос — уроженец Александрии (Деян 18:24−26), больше всего известен своим служением в Коринфе (Деян 18:27 — 19:1; 1Кор 1:12; 1Кор 3:4−22; 1Кор 16:12).
3:14 упражняться в добрых делах. См. ком. к 2:7.
3:15 со всеми вами. Предположительно, в намерения Павла входило, чтобы послание было прочитано всей общине (1Тим 6:21; 2Тим 4:22 и ком.).
комментарии Женевской Библии на послание к Титу, 3 глава