4:1−5 Поручая Тимофею быть проповедником и благовестником, Павел заключает свой призыв к нему, начатый в 1:6.
4:1 пред Богом и Господом нашим. Павел хочет, чтобы Тимофей проникся сознанием чрезвычайной важности поручаемого ему.
Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых. См. 4:8; Мф 25:31−46; Ин 5:22,27; Деян 10:42.
явление Его. Второе пришествие Христа.
4:2−3 слово. Евангелие (ср. 2:15).
во время и не во время. В любой ситуации, как в благоприятной, так и в неблагоприятной, должно проповедовать Евангелие.
здравого учения. Т.е. Евангелия.
4:4 к басням. См. ком. к 1Тим 1:4.
4:5 Последний призыв к верности, даже если другие отступят.
Служение Тимофея.
4:6 уже. Павел принимает неизбежность своей скорой смерти.
становлюсь жертвою. Другой перевод: «становлюсь жертвенным возлиянием». Метафора смерти (см. Флп 2:17), связанная с ветхозаветной практикой, когда жертва приносилась возлиянием вина в алтаре (Чис 15:5,7,10; Чис 28:7).
моего отшествия. Еще один образ смерти (Флп 1:23), в которой для Павла заключена надежда и уверенность в обретении истинной жизни после земной кончины (4:18).
4:7 Павел подводит итог своему служению. При этом для него имеет значение не то, что оно было успешным, а то, что он сохранил верность Господу.
4:8 венец правды. Скорее всего, этот венец совершенной праведности — жизнь вечная, которая даруется верующему в завершение его пути к Богу (2:10; Иак 1:12; 1Пет 5:4; Откр 2:10).
праведный Судия. Христос.
явление Его. Второе пришествие Христа (4:1).
4:9 Постарайся придти ко мне скоро. См. ком. к ст. 21.
4:10 Димас. Сотрудник Павла, бывший с ним во время его первого заключения в Риме (Кол 4:14; Флм ст. 24).
в Фессалонику. Город в римской провинции Македония, в котором Павел основал церковь во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 17:1−10).
Крискент. Более нигде в НЗ не упоминается. По всей видимости, также сотрудник Павла.
Галатию. Римская провинция, где Павлом во время его первого миссионерского путешествия были основаны христианские церкви (см. ком. к 3:11).
Тит Один из сотрудников Павла.
Далматию. Другое название римской провинции Иллирик — самой западной из тех, которые Павел посетил во время своих первых трех миссионерских путешествий (Рим 15:19).
Лука. Евангелист Лука. Сопровождал Павла во время значительной части его второго и третьего миссионерских путешествий.
4:11 Марка возьми и приведи с собою. Иоанн Марк покинул Павла и Варнаву во время их первого миссионерского путешествия (Деян 13:13), что привело к разрыву между двумя миссионерами (Деян 15:37−39). Впоследствии Марк вновь вернул себе расположение Павла (Кол 4:10; Флм ст. 24). Теперь же, под конец своей жизни, Павел хочет видеть его.
4:12 Тихика. Тихик — сотрудник Павла (см. Деян 20:4; Еф 6:21; Кол 4:7; Тит 3:12).
в Ефес. Тихик должен доставить Тимофею это послание и остаться служить вместо него.
4:13 фелонь. Одеяние из грубой шерсти для защиты от холода и сырости. Павел говорит о скором наступлении зимы (ст. 21).
в Троаде. Троада — портовый город, связывающий римские провинции Асия и Македония, через который Павел следовал во время второго и третьего миссионерских путешествий (Деян 16:8,11; Деян 20:5−6).
у Карпа. Более нигде в НЗ не упоминается.
книги, особенно кожаные. Имеются в виду книги на пергаменте. Об их содержании ничего не известно, возможно, это были тексты Ветхого Завета.
4:14 Александр медник. См. ком. к 1Тим 1:20.
много сделал мне зла. Об этом в НЗ больше нигде не говорится.
Да воздаст ему Господь по делам его. В день Последнего суда (Мф 16:27; Рим 2:6; Откр 22:12).
4:16 При первом моем ответе. Во время предварительного разбора дела Павла, до суда, которого он в данное время ожидает (см. Введение: Время и обстоятельства написания).
Да не вменится им. Всепрощение перед лицом смерти, подобно Христу (Лк 23:34) и Стефану (Деян 7:60).
4:17 Господь же предстал мне и укрепил меня. Павел на опыте знает, что может всегда положиться на силу и могущество Пославшего его (2Кор 12:9−10; Флп 4:11−13).
дабы через меня утвердилось благовестие. Вероятно, Павел имеет в виду то, что во время разбирательства его дела он имел возможность проповедовать слово Божие.
и услышали все язычники. Павел проповедовал на общественном форуме (собрании) в самом центре Римской империи.
избавился из львиных челюстей. С трудом избежал смерти. Предварительный разбор дела Павла закончился для него отсрочкой приговора.
4:18 избавит меня Господь от всякого злого дела. Павел не считает, что Христос отвратит от него физическую смерть (4:6), но выражает абсолютную веру во Христа, Который будет вечно верен и никогда не покинет верующих в Него (2:13).
сохранит для Своего Небесного Царства. Упование всех верующих во Христа.
4:19−21 По своему обыкновению Павел заканчивает послание личными приветствиями и благословением.
4:19 Прискиллу и Акилу. Супружеская пара, давние друзья Павла, знакомство с которыми состоялось при его первом посещении Коринфа во время второго миссионерского путешествия. Как и Павел, они были евреями и занимались «деланием палаток» (Деян 18:2−3). Вначале они перебрались из Рима в Коринф, а затем сопровождали Павла в Ефес (Деян 18:18−19), где содержали домовую церковь в течение нескольких лет до своего возвращения в Рим (Рим 16:3−4; 1Кор 16:19). Теперь же они, очевидно, опять вернулись в Ефес.
дом Онисифоров. См. ком. к 1:16. Это одно из самых ясных указаний на то, что Тимофей все еще находится в Ефесе (1:18).
4:20 Ераст. Предположительно Ераст, упоминаемый в Рим 16:23.
в Коринфе. Коринф — столица римской провинции Ахайя, которую Павел посетил во время второго и третьего миссионерских путешествий.
Трофима. Трофим — член христианской общины в Ефесе, сопровождавший Павла в Иерусалим в конце его третьего миссионерского путешествия (Деян 20:4; Деян 21:29).
в Милите. Милит — портовый город к югу от Ефеса, который Павел посетил в конце своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20:15,17).
4:21 до зимы. Зимняя погода сделала бы невозможным путешествие по морю. Павел, по-видимому, опасался, что если Тимофей слишком задержится, он не успеет прибыть до казни (4:9).
Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия. Никто из этих людей, которые, по-видимому, были римскими христианами, не упоминается больше в НЗ; хотя впоследствии римско-католическая традиция стала считать Лина преемником Петра в качестве епископа Рима.
4:22 Благодать с вами. Поскольку употреблено множественное число «вы», можно предположить, что Павел предназначал свое послание для чтения всей церкви (1Тим 6:21 и ком.).
комментарии Женевской Библии на 2-е послание Тимофею, 4 глава