Автор
Второе послание к Тимофею было написано апостолом Павлом (см. Первое послание к Тимофею. Введение: Автор).
Время и обстоятельства написания
Второе послание к Тимофею — последнее из посланий апостола Павла — было написано, вероятно, в период между 64-м и 68 г. по Р.Х. (См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания).
Павел написал Второе послание к Тимофею во время своего второго тюремного заключения в Риме (1:8; 2:9). По какой причине он был заточен и где был взят под стражу, неизвестно. Уже состоялся предварительный разбор его дела, во время которого он был лишен всякой поддержки (4:16). Суд был еще впереди, но Павел уже знал, что будет казнен (4:6). Большинство же его друзей предпочли удалиться (4:10−11). Он был очень огорчен отступничеством Фигелла и Ермогена (1:15,16), а также Александра-медника (4:14). И только христианин по имени Онисифор остался верен Павлу, утешал и поддерживал его (1:16−17).
Тимофей все еще находился в Ефесе (4:19; 1Тим 1:3), где по-прежнему распространялось то ложное учение, которое Павел обличал в своем Первом послании к Тимофею (2:17−18; 3:1−8). Помня об их давней дружбе, Павел пожелал перед смертью еще раз увидеть Тимофея (1:4).
По-видимому, Павел написал Второе послание к Тимофею, преследуя две цели: призвать Тимофея в Рим (4:9,21) и духовно укрепить его в служении (1:5−14; 2:1−16,22−26; 3:10 — 4:5).
Характерные особенности и темы
Как и Первое послание к Тимофею, Второе послание содержит биографические сведения о Тимофее. В нем названы по именам его мать (Евника) и бабка (Лоида), о которых говорится, что они были христианками (1:5). Кроме того, в нем упоминается о том, что Тимофей в раннем возрасте изучал Писание (3:15), и содержится указание на его рукоположение (1:6; ср. 2:2).
Как и в Первом, во Втором послании к Тимофею выражается серьезная забота Павла о сохранении истинного учения (1:13−14; 2:2; 4:3) и содержатся глубокие богословские размышления о благодати Божией (1:9−11), верности Иисуса Христа уверовавшим в Него (2:11−13) и о сути назначении Священного Писания (3:15−17). В нем говорится о спасении по благодати Божией (1:9), о предъизбрании (1:9; 2:10,19) и о богодухновенности Священного Писания (3:16). Во Втором послании Павел также свидетельствует о воскресении (2:8) и втором пришествии Иисуса Христа (4:1,8).
Поскольку Второе послание к Тимофею — последнее из посланий Павла, оно имеет особое значение, ибо завершает воссоздание образа апостола. Павел знал, что его плодотворное служение близится к концу (ср. Флп 1:22−26), большинство друзей покинули его (4:10−11). И все же он сохранил духовную крепость. Он не стыдился пострадать за Евангелие (1:12) и был готов перенести все «ради избранных» (2:10). Он был верен Христу (4:7) и знал, что Христос «пребывает верен» (1:12; 2:13). Поэтому Павла не покинула уверенность, что Тот, Кто прежде уже спасал его от смерти (3:11; 4:17), через смерть дарует ему жизнь вечную (4:8,18).
Трудности истолкования
Павел пишет о ложном учении, распространившемся в Ефесе, как о явлении внутри самой церкви (2:18; 4:4; 1Тим 1:6,19; 1Тим 4:1; 1Тим 6:10,21), для которого были характерны увлечение мифами («баснями», 1Тим 1:4; 4:7; 2Тим 4:4) и родословиями (1Тим 1:4), споры и словопрения (1Тим 6:4; 2Тим 2:14,23), противоречия (1Тим 1:4; 1Тим 6:4), мнимое знание (1Тим 6:20), пустословие (1Тим 1:6) и безбожные речи (2:16; 1Тим 6:20). Это лжеучение запрещало брак, определенные виды пищи (1Тим 4:3). Его сторонники верили в то, что воскресение уже было (2:18), а также пытались по-своему толковать иудейский закон (1Тим 1:7) наложить ограничения на молитву (1Тим 2:1−7).
Среди вождей этого еретического движения были Именей (2:17; 1Тим 1:20), Александр (1Тим 1:20) и Филит (2:17).
Совокупность этих черт: специфических доктрин, интереса к мифам и родословиям и стремления к «знанию» (греч.: «гнозис», отсюда — «гностицизм») — позволяет предполагать, что ложное учение в Ефесе могло быть ранней формой гностицизма — еретического движения, которое во II и III вв. по Р.Х. вступило в противоборство с растущей христианской церковью. В то же время характерные аспекты собственно гностицизма здесь отсутствуют, а некоторые моменты позволяют объяснить это учение иудейским эллинистическим влиянием. Эти два предположения не следует считать противоречащими друг другу, так как и сам гностицизм был совокупным продуктом как иудаистских, так и эллинистических идей. И все же, несмотря на все, что Павел говорит о ложном учении в Ефесе, его истинная природа остается малопонятной.
Содержание
I. Приветствие и благодарение (1:1−5)
II. Призыв к мужеству и верности (1:6 — 2:13)
А. Пусть не смущает никого заточение Павла (1:6−14)
Б. Примеры отступничества и верности (1:15−18)
В. Призыв к мужеству и верности Христу (2:1−13)
III. Проблемы из-за лжеучений (2:14 — 4:5)
А. Верность, несмотря на лжеучителей (2:14−26)
Б. Влияние лжеучителей (3:1−9)
В. Призыв к верности учению, проповеданному Павлом (3:10−17)
Г. Последнее наставление в служении (4:1−5)
IV. Личное обращение к Тимофею (4:6−18)
А. Павел о приближающейся смерти (4:6−8)
1. Последние указания Тимофею (4:9−18)
2. Просьба к Тимофею прибыть в Рим (4:9−13)
3. Предостережение против Александра медника (4:14,15)
4. Положение Павла перед законом (4:16−18)
V. Заключение (4:19−22)
А. Прощальные напутствия (4:19−21)
Б. Благословение (4:22)
комментарии Женевской Библии на 2-е послание Тимофею, введение