Автор
Послание не оставляет сомнений, что его автором является Павел (1:1; 3:1). Тематика и язык произведения свойственны ранним трудам апостола; особенно красноречивы дословные совпадения с Посланием к колоссянам.
Тем не менее, уже в новое время возникли сомнения в авторстве Павла. Одни считали, что Послание к ефесянам слишком зависимо от Послания к колоссянам. Отмечалось, что, хотя в послании «звучит голос Павла», фразы в нем более громоздки, чем в признанных трудах Павла и оно имеет характер не столько поучения, сколько молитвы. Эти соображения позволили некоторым исследователям утверждать, что Послание к ефесянам было написано не самим Павлом, а кем-то из его учеников в попытке развить некоторые идеи Павла, высказанные им в Послании к колоссянам.
Язык и строй Послания к ефесянам, несомненно, своеобразны. Они настолько свойственны Павлу, что трудно представить, чтобы церковь, даже не будь имени автора в тексте, приписала бы это послание кому-либо другому. Безусловно, ассоциации с Посланием к колоссянам возникают при чтении этого послания. Но невозможно представить себе последователя апостола, столь раболепно старающегося подражать учителю, дословно перенося некоторые фрагменты из Послания к колоссянам, и одновременно обладающего талантом, позволяющим перевести присущий Павлу стиль изложения с плана учительного и вероисповедного в план славословия и молитвы и расширить богословскую концепцию Павла о вселенском значении Христа до учения о вселенской церкви. Еще труднее представить, чтобы ранняя церковь не сумела распознать подделку. Сходство между посланиями легче объяснить, предположив, что ефесянам писал сам Павел вскоре после завершения Послания к колоссянам. Гораздо легче поверить в это, представив, что сам Павел усваивает необычайно проникновенный стиль молитвы, чтобы сосредоточиться на вселенском значении Христовой Церкви, и одновременно продолжает размышлять над господствующей темой своего Послания к колоссянам — вселенском значении Самого Христа.
Время и обстоятельства написания
Узы, упомянутые в 3:1 и 6:20, — те же, о которых шла речь в Кол 4:3,10,18; вероятно, это двухлетнее (60−62 гг.) домашнее заключение Павла в Риме, о котором повествует гл. 28 книги Деяния.
Ефес был столицей Асии — провинции Римской империи на западе Малой Азии. Город служил мостом между западной и восточной частями Римской империи и был одним из пяти главных городов империи в I в. по Р.Х. Проповедь там Павла в 53−55 гг. описана в гл. 19 книги Деяния. Во время необычно продолжительного пребывания там Павла Ефес стал центром благовестия в западной части Малой Азии (Деян 19:10). Сердечность отношений Павла с Ефесской общиной отражена в его прощальной речи к ее пресвитерам перед отправлением в Иерусалим с дарами от церкви из язычников. Апостол надеялся укрепить связь между христианами из иудеев и из язычников (Деян 20:16−38).
Самой выдающейся достопримечательностью Ефеса был храм богини Артемиды (Дианы), одно из «семи чудес» древнего мира. Как свидетельствует обнаруженная надпись, город называл себя «питателем» богини; в свою очередь, благодаря ей Ефес был «весьма славен» среди всех городов Асии. Жители Ефеса способны были оценить в словах Павла тонкую иронию в свой адрес: «никто не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее»; как и Христос, «питающий» Свое тело — Церковь (5:29). В Ефесе проповедь Павла вызвала острый конфликт с последователями языческого культа (Деян 19:23−40); здесь же его благовестие побудило множество людей отказаться от чародейства (Деян 19:17−20). Призыв Павла обличить постыдные и бесплодные дела тьмы (5:8−14) и приготовиться к войне против «духов злобы поднебесных» (6:12) должен был подействовать с особой силой на людей, занимающихся подобными делами.
Есть основания полагать, что послание было известно не только в Ефесе. Самые древние и лучшие греческие рукописи не содержат в обращении упоминания об Ефесе; оно читается так: «святым, сущим и верным во Христе Иисусе» (1:1). Некоторым известным церковным деятелям II и III вв. было неведомо послание, обращенное к ефесянам. Три места послания (1:15; 3:2; 4:21) как будто не позволяют говорить о личной связи Павла с ефесянами, а ведь известно, что она была. Более того, в послании нет личных обращений и приветствий, какие Павел почти всегда включает в свои письма. Однако ни одна рукопись не указывает на другого адресата. Поэтому многие исследователи считают, что труд был написан как соборное послание, которое Павел намеревался распространить среди многих общин на западе Малой Азии. Это объясняло бы многоплановость содержания послания в целом. Тем не менее трудно объяснить, почему в подавляющем большинстве известных рукописей в обращении были приписаны слова в «Ефесе», если эти слова не фигурировали там изначально.
Следовательно, можно предположить одно из двух: либо Павел написал послание именно ефесянам, но по мере того, как оно распространялось между общинами, адрес был опущен в некоторых рукописях, поскольку содержание письма представляло интерес не только для первоначального адресата; либо сам Павел, возможно, написал послание в двух вариантах: одно — непосредственно ефесянам, а другое — как общее послание, предназначенное более широкому кругу читателей.
Характерные особенности и темы
Как и Послание к римлянам, Послание к ефесянам дает редкую возможность проникнуть в мысли Павла в момент, когда он позволяет себе свободно высказываться по общей теме, не будучи связанным решениями спорных вопросов местного значения. В Послании к ефесянам особенно чувствуется благоговение, с каким апостол осмысливает тайну Церкви.
Церковь — это новый народ Божий, люди, в среду которых Господь заложил предвкушение возрожденного единства и высокого достоинства человеческого рода (1:10−14; 2:11−22; 3:6,9−11; 4:1 — 6:9). Церковь — это община, в которой сила Божия, примиряющая человека с Ним, переживается на личном опыте и затем распространяется, преобразуя все (2:1−10; 4:1−16; 4:32 — 5:2; 5:22 — 6:9); это новый храм, созданный из людей и основанный на откровении Бога о Себе Самом; все возрастающий, он станет место пребывания Бога на земле (2:19−22; 3:17−19). Церковь — организм, сила и воля которого проявляется по образу Самого Христа (1:22; 5:25−27), ее служение — это служение Ему (4:11−16; 5:22 — 6:9). Церковь — это невеста, готовящаяся к приходу своего возлюбленного и супруга (5:22−32), искупившего ее и отдавшего за нее Себя.
Содержание
I. Приветствия (1:1,2)
II. Хвала Богу за благословения во Христе (1:3−14)
А. Избранные Отцом (1:3−6)
Б. Искупленные Сыном (1:7−10)
В. Запечатленные Духом Святым (1:11−14)
III. Молитва о церкви (1:15−23)
IV. Наше положение во Христе (2:1 — 3:13)
А. Примиренные с Богом и сидящие со Христом (2:1−10)
Б. Примиренные с народом Божиим и возрастающие в храм Божий (2:11−22)
В. Нам вверены и открыты тайны Божии (3:1−13)
V. Молитва о церкви (3:14−21)
VI. Хождение во Христе: путь к единству и чистоте (4:1 — 6:9)
А. Единство и многообразие (4:1−16)
Б. Новый ум (4:17−24)
В. Новый путь: в единстве, любви, чистоте, свете и мудрости (4:25 — 5:17)
Г. Исполнение Духом Святым (5:18 — 6:9)
1. В поклонении Богу и прославлении Его (5:18−20)
2. В общем и взаимном повиновении (5:21)
а) мужья и жены (5:22−33)
б) родители и дети (6:1−4)
в) господа и рабы (6:5−9)
VII. Наше противостояние духовным силам тьмы (6:10−20)
А. Призыв вооружиться против подлинного врага (6:10−12)
Б. Наши доспехи, оружие и способы борьбы (6:13−20)
VIII. Прощальные приветствия (6:21−24)
комментарии Женевской Библии на послание к Ефесянам, введение