2:1 четырнадцать лет. Неясно, после своего обращения или после первого посещения Иерусалима.
опять ходил я в Иерусалим. Это может относиться или ко второму посещению Иерусалима после обращения (Деян 11:27−30), или к третьему, о котором говорится в Деян 15:2. Упомянутая здесь цель посещения соответствует цели визита, о котором говорит Деян 15, но тогда трудно объяснить, почему Павел опускает из своего рассказа посещение, упомянутое в Деян 11. Если, как считают некоторые ученые, Послание к Галатам было написано после первого миссионерского путешествия апостола Павла (Деян, гл. 13 и 14), но ранее собора в Иерусалиме (Деян, 15), тогда здесь говорится о путешествии, упомянутом в Деян, гл. 11, а путешествие из Деян, гл. 15 еще не состоялось.
с Варнавою. Уроженец Кипра, один из первых христиан (Деян 4:36). Имя Варнава по-арамейски означает «сын утешения», и книга Деяний свидетельствует, что он жил достойно своего имени (см. Деян 4:36−37; Деян 11:22−24,30).
Тита. Один из доверенных спутников и посланцев Павла.
2:2 по откровению. Если это посещение, упомянутое в Деян 11, то откровением могло быть пророчество Агава (11:28).
не напрасно ли. Хотя первоапостолы не были источником полномочий апостола Павла, их одобрение еще раз засвидетельствовало, что Павел верно понял призвание (1:15−16) и правильно его исполнял.
2:3 не принуждали обрезаться. См. 5:12 и Деян 15:1. Обрезание — знак завета (Быт 17:10) — было признаком иудея и последним шагом при обращении язычника мужского пола в иудейскую веру. Некоторые христиане из иудеев полагали, что прежде чем присоединиться к избранному народу Божию, язычники должны принять обрезание и стать иудеями. Павел резко возражает против этого и на протяжении всего Послания к Галатам отстаивает мысль, что для спасения достаточно одной веры.
2:4 лжебратиям. Павел считал учение о спасении верой основополагающим и не признавал принадлежащими к Церкви тех, кто его не придерживался (1:8−9; 5:2−4).
свободою. Для верующего свобода — не разрешение грешить, а освобождение от проклятия, налагаемого законом на грех (3:10−14; 5:1,13).
поработить. Вероятно, греху (Рим 6:15−23; Рим 7:25) и проклятию, которое налагает закон на тех, кто согрешает (3:10).
2:5 истина благовествования. См. 1:8−9; 2:14 и ком. Принадлежать к народу завета Божия можно только через веру, которая, в свою очередь, есть благодатный дар Бога верующему (1:6,15). Всякая попытка ввести дополнительные требования (вроде обрезания) есть отрицание достаточности веры для спасения, и следовательно, искажение благовестия.
2:6 на лице человека. Как внешний знак обрезания не определяет принадлежности к народу Божию, так внешние признаки значительности не важны для Бога (1Цар 16:7; Рим 2:25−29).
2:7 как Петру для обрезанных. Видимо, Петр был главным проповедником ранней иерусалимской церкви (Деян, гл. 1−12). Очень неохотно отозвался он на Божие повеление общаться с язычником Корнилием и проповедовать ему Евангелие (Деян, гл. 10). Признавая необходимость включения язычников в число народа Божия (Деян 10:34−35; Деян 11:17; Деян 15:7−11), Петр, видимо, считал, что призван Богом благовествовать именно иудеям.
2:9 о благодати, данной мне. См. 1:15 и ком.
Иаков и Кифа и Иоанн. См. ком. к 1:18−19; 2:7. Они пользовались особенным авторитетом в ранней иерусалимской церкви. Кифа, т. . Петр, и Иоанн часто упоминаются вместе в книге Деяний (гл. 3 и 4), а Деян 12:17; Деян 15:13; Деян 21:18 указывают, что Иаков занимал видное положение в иерусалимской церкви. Слово «столп» имеет метафорическое значение («опора»).
чтобы нам идти к язычникам. Варнава, подобно Павлу, проповедовал, главным образом, язычникам (Деян, гл. 13 и 14; 15:36−41).
2:11 в Антиохию. Столица и самый большой город римской провинции Сирия. Церковь в Антиохии, по дошедшим до нас сведениям, не только была первой, где христиане из иудеев и язычников соединились в молитве и братстве, но из нее ж впервые были посланы проповедники благовествовать именно язычникам (Деян 13:1−3).
2:12 устраняться. Многие иудео-христиане настаивали, чтобы христиане из язычников следовали предписаниям закона Моисеева (Деян 10:28; Деян 11:2−3,19; Деян 15:1), и предварительное обрезание, т.е. принятие иудейства, считали обязательным. Общение с «необрезанными» (обращенными в христианство язычниками) рассматривалось ими как недопустимое.
2:14 истине Евангельской. См. ком. к 2:5.
живешь по-язычески. До прибытия «группы обрезанных» Петр свободно общался с язычниками (ст. 12). Теперь же он ведет себя так, будто полагает, что язычники должны принять иудейство, чтобы стать полноправными членами народа Божия.
2:15−16 Эти стихи — центральные в послании. Павел указывает, что всякий человек (как соблюдающий закон иудей, так и необрезанный язычник) вступает в должное взаимоотношение с Богом только посредством веры в Иисуса Христа.
оправдывается. В греческом, как и в русском, языке существительное «праведность» (греч.: «дикеосини»), прилагательное «праведный» (греч.: «дикеос») и глагол «оправдать» (греч.: «дикео») — производные от одного корня.
2:16 В Ветхом Завете Бог — праведный (Соф 3:5). Он правит, судит и выносит свой вердикт с совершенной справедливостью (1Цар 26:23). «Оправдать» — значит признать правоту, невиновность (Втор 25:1). Но если никто из живущих не праведен перед Богом (Пс 142:2), «как оправдается человек пред Богом» (Иов 9:2)? Бог — Судия, решение Которого непреложно и справедливо, но Он же — Спаситель, могущий на основании жертвы искупления отменить Собственный приговор (Иона 3:9). Праведность Божия проявляется не только как свойство Бога, но и как Его дар (Ис 45:24−25; Ис 54:14−17), обретаемый через Мессию (Ис 53:8; Иер 23:5−6; Иер 33:14−16). Павел возвещает исполнение ветхозаветного обетования (Рим 3:21−26). Дар праведности Христа, так же как и Его искупительная жертва, принимаются верой.
делами закона. Павел имеет в виду те «дела», которые отличают иудея от язычника: обрезание, предписания относительно пищи и соблюдения субботы (ст. 15−16). Это выражение, однако, объемлет и все усилия падшего человечества соблюдать Божий закон, чтобы заслужить оправдательный приговор.
не оправдается никакая плоть. Ср. Пс 142:2. Никто не может исполнить весь закон, а соблюдение отдельных предписаний закона, таких как обрезание, не может привести к подобающему отношению с Богом. Для этого требуется дарованное Богом оправдание Христом и искупление Его кровью. Не вера заслуживает Божия одобрения; она лишь принимает заслуги Христа перед Богом (Флп 3:9).
2:17 мы и сами оказались грешниками. Смущавшие галатов лжеучители и «некоторые от Иакова» (2:12) считали Павла «грешником» (как и язычников, ст. 15) из-за нарушения им иудейских предписаний о пище. Они, вероятно, также обвиняли Павла в том, что он своей проповедью поощряет грех (Рим 3:8).
2:18 что разрушил. Возможно, Павел имеет в виду попытку Петра восстановить преграду между иудеями и язычниками, разрушенную Евангелием (ст. 14; Еф 2:14). Законопреступник не тот, кто, ища оправдания, обращается от закона ко Христу, а тот, кто от Христа уходит вновь к закону.
2:19 Павел умер для закона через смерть Христа; он сораспялся Христу, потому что соединился со Христом, умершим за него (ст. 20; 3:13; Рим 4:25; Рим 5:6). Он, также, воскрес со Христом и теперь живет в единении с Богом (Кол 2:12; Кол 3:1). Мертвенность по отношению к закону не есть нарушение закона, потому что Христос исполнил требования закона. Следовательно, все верующие самим же законом освобождаются от его уз и осуждения.
2:20 Жизнь в единении со Христом означает, что Он представлял нас в Своей смерти и воскресении. Более того, это — живое единство. Христос живет в верующем; Господь Духом Своим живет во внутреннем союзе с духом верующего. Павел, однако, не имеет в виду, что его личность подавлена или поглощена: он живет «в теле», но «верой». Этот союз — теснейшая и глубочайшая духовная взаимосвязь.
комментарии Женевской Библии на послание к Галатам, 2 глава