3:1 с духовными. См. ком. к 2:6.
как с плотскими. «Плоть», «плотское» — слова, которыми чаще всего Павел характеризует настоящий лукавый век. Поскольку коринфяне получили Духа, они духовны в самом глубоком смысле слова, но их поведение настолько несообразно этому званию, что Павлу пришлось обращаться с ними, как с людьми недуховными.
3:3 зависть, споры и разногласия. См. ком. к 1:10.
3:5 Аполлос. См. ком. к 1:12.
3:6 Я насадил. Цель Павла — «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово» (Рим 15:20).
3:9 соработники у Бога. Павел имеет в виду либо, что христианские труженики — сотрудники Божий, либо, что христиане, сотрудничающие друг с другом, принадлежат Богу. Мысль Павла уясняется из контекста: только Богу принадлежит успех христианской проповеди.
3:10 основание. Призванный благовествовать там, где о Евангелии еще не слышали, Павел проповедовал Христа распятого (2:2), что и является основанием благовестия о спасении.
мудрый строитель. Явный намек на предшествующее обсуждение истинной мудрости (1:17; 2:9−10 и ком.).
3:16 храм Божий. Как Бог проявлял Свое присутствие в храме, наполняя его облаком Своей славы (3Цар 8:10−11), так Он обитает в Своем народе, исполняя его Духом Святым. Павел говорит здесь о народе Божием как о едином целом; в 6:19 в центр внимания поставлен отдельный христианин.
3:17 того покарает Бог. Павел допускает, что некоторые «строители» в Коринфе не только употребляли «негодные материалы», но даже разрушали дело Божие. Им не будет пощады на суде.
3:18−20 Здесь апостол еще откровеннее говорит о различии между мудростью человеческой и божественной.
3:21 не хвались. См. ком. к 1:29.
все ваше. Этот великий принцип делает явными мелочность и абсурдность ссор в Коринфе (1:12). Если мы принадлежим Христу, то в Нем все принадлежит нам (Рим 8:17,38−39; Евр 1:2). Насколько мало коринфяне ценили свои привилегии как христиан, видно из слов Павла в 6:2.
комментарии Женевской Библии на 1-е послание Коринфянам, 3 глава