Автор
Данное послание написано тем же автором, что и Второе послание Иоанна; об этом свидетельствуют значительные совпадения и в стиле, и в структуре обоих посланий. Традиционное приписывание этого послания апостолу Иоанну не может вызывать сколько-нибудь серьезных возражений. Все иные предположения представляются малоосновательными.
Время и обстоятельства написания
В то время как Первое и Второе послания Иоанна свидетельствуют о радости их автора за всех христиан, которых объединяет Истина, Третье послание выражает скорбь по поводу тех пустых раздоров, которые настраивают христиан друг против друга. В частности, послание было вызвано каким-то острым конфликтом между Диотрефом (по-видимому, пресвитером в общине, находившейся на попечении Иоанна) и другими членами этой церкви из-за гостеприимства, оказываемого странствующим благовестникам. По всей вероятности, рекомендуемый в этом послании Гаию Димитрий был как раз таким странствующим проповедником, который нуждался во временном пристанище.
В Третьем послании Иоанна нет никаких следов тех христологических споров, которым посвящена большая часть Первого и Второго посланий Иоанна, поэтому возможно, что Третье послание было написано раньше тех, которые известны как Первое и Второе, — вероятно, в восьмидесятых годах I в.
Характерные особенности и темы
Обращение автора к конкретному лицу, а также приветствия в начале и в конце послания говорят о том, что это письмо, в котором Димитрий рекомендуется адресату послания, Гаию.
Содержание
I. Приветствия и благопожелания (1:1−2)
II. Верность истине (1:3−4)
III. Значение добродетели странноприимства (1:5−10)
А. Одобрение и благодарность за уже сделанное (1:5−8)
Б. Отрицательный пример (1:9−10)
В. Заключение: противопоставление добра и зла (1:11)
IV. Рекомендация Димитрия (1:12)
V. Заключение и завершающие приветствия (1:13−15)
комментарии Женевской Библии на 3-е послание Иоанна, введение