18:1 Священникам левитам. Выражение «священники левиты» необычно, оно подчеркивает их принадлежность к одному колену. Другие примеры использования этого выражения: Нав 3:14−17; Иез 43:19.
всему колену Левиину. В Чис 26:62 подчеркивается, что не только священники, но и все израильтяне из колена Левия, насчитывающего 23 000 человек, не получат удела в обетованной земле (см. 10:9). Это означало, что у левитов не будет надела земли, который был бы для них средством к существованию. Моисей специально повелел отделить для них сорок два города, шесть из которых должны были стать городами-убежищами (Чис 35:2−8). Позже Иисус Навин определил место для этих городов (Нав, гл. 21).
18:3 что должно быть положено священникам. См. Лев 7:32.
18:6 если левит придет. Если левит оставит свое жилище, придет к центральному святилищу и будет служить там, ему следует пользоваться и определенной частью имущества. Предварительные условия соединяются в древнееврейском языке при помощи союза «и»; в последней части данного предложения (ст. 8) этого союза нет. Подобная конструкция встречается и в 24:1−4, где также имеется итоговое заключение.
18:9 мерзости, какие делали народы сии. Все действия, перечисленные далее, являются магией. Все, что перечислено в этом стихе, называется «грехом мерзости».
18:15−22 Великим Божиим пророком, с которым Бог говорил лицом к лицу, был Моисей (Чис 12:8). Бог обещает израильтянам и после Моисея воздвигнуть «Пророка из среды братьев их» (ст. 18). Преемственность пророков в Израиле началась с Авраама (были пророки и до него), а последним известным нам пророком был Малахия. На протяжении многих лет после него Израиль, осознавая, что пророчество отошло от него, ожидал царя-мессию, а также великого пророка. Иоанн Креститель, отрицая, что он именно такой пророк, указывал людям на Христа, Который был Пророком, Священником и Царем и по отношению к Которому Моисей и все другие пророки были ничем иным, как прообразами (см. Деян 3:22; Деян 7:37).
18:18 См. статью «Пророки».
18:20−22 См. статью «Достоверность Писания».
комментарии Женевской Библии на Второзаконие, 18 глава