3:1 второе послание. Если это указание на Первое послание Петра, что вполне возможно, то оба послания адресованы одним и тем же получателям (см. Введение: Время и обстоятельства написания).
в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл. Если имеется в виду Первое послание Петра, то напоминание заключается в проявляемой там и здесь заботе апостола о том, чтобы его читатели проводили святую жизнь, достойную Евангелия (гл. 2; 1Пет 1:13 — 2:12).
3:3 в последние дни. См. ком. к 1Пет 1:20.
3:4 где обетование пришествия Его? Лжеучители сделали неверный вывод, что Христос никогда не придет судить их. Петр с иронией приводит их слова, доказывая, что последние дни действительно близки.
с тех пор, как стали умирать отцы. Возможно, ссылка на ветхозаветных праотцов (Ин 6:31; Деян 3:13), хотя многие считают это упоминанием о смерти людей, принадлежавших к первому поколению христиан, особенно таких выдающихся личностей как Стефан (Евр 13:7).
3:5−6 Мнению лжеучителей, отрицавших, что Бог вмешивается в историю, Петр противопоставляет творение мира и потоп, как примеры вмешательства Божия в мировой процесс.
3:5 словом Божиим. Бог действовал с самого начала истории; небо и земля возникли только по Его повелению (Быт 1:3−30; Пс 32:6; Евр 11:3).
составлены из воды и водою. Вода — не основной элемент, из которого было создано все остальное, а, так сказать, орудие создания, поскольку Бог сотворил землю, отделив и собрав воды (Быт 1:6−10).
3:6 тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. Потоп также произошел по приговору Бога (2:5; Быт 6:5 — 8:19).
3:7 содержимые тем же Словом. Одно и то же Божественное Слово сотворило мир (ст. 5) и осудило его на потоп (ст. 6). Здесь подчеркнута роль всесильного Божия Слова при творении, потопе и последнем Суде, проявляется ли оно водой или огнем.
сберегаются огню на день суда. Содом и Гоморра служат Петру прототипом, примером последнего огненного Суда (2:6). Хотя этот эсхатологический образ встречается только у Петра, само понятие Божественного Суда посредством огня обычно для ВЗ (напр., Втор 32:22; Ис 66:15−16; Мал 4:1); оно встречается и в НЗ (напр., Мф 3:11−12; 1Кор 3:13; 2Фес 1:7−8).
3:8 у Господа один день, как тысяча лет. Это место и Пс 89:5, откуда оно происходит, необоснованно приводят иногда в поддержку теории, будто «день» в библейских пророчествах всегда означает именно тысячу лет. Петр лишь указывает, что Бог властен над временем, и отмечает, что Божие видение времени коренным образом отличается от человеческого.
3:9 как некоторые почитают то медлением. См. ст. 4.
чтобы все пришли к покаянию. Христиане, читая послание, должны понять, что кажущееся промедление Суда Божия есть признак Божия долготерпения и милости к ним, особенно к тем из их среды, кого смутили и ввели в заблуждение лжеучители. Следует отметить, что охват слова «все» ограничен местоимением «нас». Покаяние, ради которого Бог отлагает Суд, ожидается, в первую очередь, от народа Божия, а не от мира в целом. Воля Божия в том, чтобы не погиб никто из избранных (Ин 10:28−29).
3:10 день Господень. Момент божественного эсхатологического вмешательства и Суда (Ис 13:9−13; 1Фес 5:2), однозначный Второму пришествию Христа (ст. 12).
как тать ночью. См. Лк 12:39−40.
небеса с шумом прейдут. См. Ис 34:4; Ис 64:1−4; Мф 24:29,35.
стихии. Этим словом обозначают: 1) элементы, составляющие вселенную (согласно представлениям древних — земля, воздух, огонь и вода); 2) небесные тела — солнце, луна, звезды; 3) ангельские существа, обладающие властью над природой.
земля и все дела на ней сгорят. В некоторых рукописях: «... будут обнажены». Греческий текст этой фразы неоднозначен. Понять ее можно различным образом: 1) земля и человеческая история будут обнажены перед очами Божиими; 2) земля будет уничтожена огнем; 3) ни земли, ни чего-либо на ней не будет (что указывает на разрушение). Контекст говорит в пользу первого толкования (ст. 7,11−14; ср. 1Кор 3:13−15).
3:12 пришествия дня Божия. Т.е. дня Господнего (ст. 10). Употребление выражений «день Господень» и «день Божий» для обозначения Второго пришествия Христова свидетельствует, что Грядущий есть не кто иной, как Сам Бог.
ожидающим и желающим пришествия дня Божия. Другой перевод: «ожидающим и ускоряющим пришествие...» Хотя время пришествия Христова определено Вышним Советом Божиим, оно произойдет не без связи с другими событиями (которые тоже определяет Бог). Бог медлит по милости (ст. 9 и ком.); отсюда следует, что одним из факторов пришествия является проповедь Евангелия всем народам (Мк 13:10).
3:13 нового неба и новой земли. См. статью «Небеса».
3:15 долготерпение Господа нашего почитайте спасением. См. ком. к ст. 9 и 12.
по данной ему премудрости. Равносильно признанию богодухновенности посланий Павла (ст. 16; ср. Еф 3:2−5).
3:16 как и прочие Писания. Петр рассматривает послания апостола Павла в одной категории с богодухновенными, авторитетными писаниями ВЗ (ст. 15; 1:21), что согласуется с утверждениями самого Павла о единстве апостольского авторитета (Рим 1:1; Гал 1:1; 1Фес 2:13).
3:17 не увлечься заблуждением беззаконников. Т.е. лжеучителей.
не отпасть от своего утверждения. Истинно верующие не могут лишиться спасения (2:21 и ком.), но апостол напоминает им их собственную слабость и окружающие их опасности, чтобы подвигнуть их к бдительности и возрастанию в благочестивой жизни.
3:18 но возрастайте в благодати и познании. Это познание — все углубляющееся познание Христа, которое должно определять все течение жизни верующего.
и в день вечный. Слава принадлежит Христу ныне и в том бесконечном дне, который взойдет с Его Вторым пришествием (1:19; Ис 60:19−20).
комментарии Женевской Библии на 2-е послание Петра, 3 глава