15:2 предание старцев. Устный закон, соблюдавшийся фарисеями, которые считали его таким же важным, как писаный. Во II в. его свели воедино и записали. Называется он Мишна и является частью Талмуда. Об омовении рук есть целый трактат — сколько должно быть воды, сколько раз ополаскивать и т.д.
15:3−6 Иисус четко различает человеческие традиции и Божественные предписания Библии. У фарисеев их собственные традиции стали важнее Слова Божиего. См. статью «Законничество».
15:7 пророчествовал о вас Исаия. Исаия говорил не только о лицемерном ритуализме своего времени, но и сурово осуждал тех, кто «чтит Бога языком».
15:11 то, что выходит из уст. В речах проявляются тайные помыслы человека.
Служение Иисуса за пределами Галилеи.
15:24 только к погибшим овцам дома Израилева. До воскресения Христова «преграда» еще стояла (Еф 2:14), и в то время, о котором говорится здесь, Он пришел к Израилю, согласно ветхозаветным пророчествам.
15:26 бросить псам. Иисус подчеркивает здесь, что иудеи и язычники — не одно и то же, у иудеев есть особые привилегии, однако выражение, употребленное Им, не соответствует иудейскому эпитету «языческий пес».
15:29−39 Марк указывает, что это было в Десятиградии (7:31), так что толпа, скорее всего, была языческой или, по крайней мере, смешанной. После рассказа о хананеянке все это можно понимать в том смысле, что язычники подбирают крохи со стола.
комментарии Женевской Библии на евангелие от Матфея, 15 глава