Автор
Текст Евангелия не содержит сведений об авторе, однако на некоторых ранних манускриптах встречается надпись: «по Матфею», а Евсевий (260−340 гг. по Р.Х.) сообщает: один из самых первых отцов церкви, Папий (60−130 гг. по Р.Х.), говорил, что апостол Матфей привел в порядок «речения», принадлежащие Христу или имеющие к Нему отношение. Позже общепринятое предание утверждало, что это Евангелие (см. 9:9−13) написал ученик по имени Левий Матфей, и до XVIII в. в этом не сомневались.
Но не все так просто. Во-первых, Папий говорил, что Матфей «привел в порядок речения на иудейском наречии», а это означает, что Матфей писал на древнееврейском или арамейском языке, но современные ученые указывают на то, что это Евангелие не выглядит переводом. Кроме того, в литературном отношении оно очень близко к Евангелию от Марка, которое, несомненно, написано на греческом. Может быть, слово «наречие» означает здесь не «язык», а «стиль»; действительно, у Матфея немало «иудейских» стилистических особенностей. Возможно также, что Матфей писал и на греческом, и на еврейском, подобно тому, как Кальвин писал одни и те же труды на двух языках — латинском и французском.
Во-вторых, Папий говорит не «Евангелие», а «речения», и потому некоторые считают, что «речения» эти — один из источников, которым пользовались все авторы Евангелий. Однако Евсевий, по всей видимости, считал, что это именно Евангелие, и Ириней Лионский (умер в 202 г. по Р.Х.) говорит о Евангелии от Матфея, написанном «для иудеев на их наречии».
Другие научные возражения против того, что это Евангелие написал Матфей, еще более умозрительны. Некоторые исследователи полагают, что оно могло возникнуть в рамках некоей «школы», а его предполагаемая зависимость от Евангелия от Марка и, вероятно, сравнительно позднее происхождение (см. ниже) также позволяют усомниться в авторстве Матфея, но более убедительных гипотез до сих пор не выдвинуто.
Авторство Матфея в некоторой степени подтверждается тем, как он говорит о себе в 9:9 и в 10:3. Однако прямых указаний на авторство нет. Вероятно, писавший считал, что для читателя не имеет значения, кто он, так как мы слышим в Евангелии голос его истинного Автора — Духа Божия.
Время и обстоятельства написания
По-видимому, первые свидетельства о Евангелии от Матфея — предположительная ссылка на него в «Послании к смирникийцам» Игнатия Антиохийского (110 г. по Р.Х.) упоминание Папия. Почти никто не считает, что книга создана позднее 100 г. Некоторые ученые отнесли ее даже к 50 г., но очень многие полагают, что она создана уже после того, как Иерусалим был разрушен, скорее всего — между 80 и 100 гг. Доводы таковы: Иисус не мог предсказать будущих событий, скажем — разрушения Иерусалима; Евангелие отражает так называемое «позднее» учение о Троице (28:19) развитую христологию (11:27), а идеи эти, по мнению некоторых ученых, развились в эллинистической среде; наконец, возражение против слова «равви» (23:5−10), которым, на их взгляд, не пользовались в качестве обращения до 70 г.
Однако вышеприведенные доводы чрезвычайно сомнительны. В их основе лежит возведенное в догму отвержение сверхъестественного. Кроме того, есть и внутритекстовые свидетельства того, что Евангелие от Матфея написано до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х.: из 12:5−7 и 23:16−22 следует, что храм еще не был разрушен, когда писалось Евангелие; гл. 24 отражает ветхозаветные пророчества о Божием суде, который Иисус провидел в связи с наступлением Его Царствия. Следовательно, нет никаких причин трактовать эту главу как ретроспективу конкретных исторических событий.
Если, согласившись с мнением большинства, допустим, что автор пользовался текстом Марка, а Марку, как известно, помогал в Риме апостол Петр, мы установим, что Евангелие от Матфея написано около 64 г.
Что касается места его написания и церкви, которой оно адресовано, то вероятнее всего — это Антиохия в Сирии. Игнатий, первый из отцов церкви, цитирующий Матфея, был епископом Антиохийским. Кроме того, Антиохийская община была смешанной, она состояла из иудеев язычников (Деян, гл. 15), что вполне могло породить проблемы, связанные с законничеством и антиномианизмом, на которых Матфей особо заостряет внимание.
Характерные особенности и темы
Цель Матфея, как и всех евангелистов, — достоверно передать учение Христа и учение о Христе, Чье пришествие знаменует исполнение обетования Божия и наступление Царствия Небесного. Евангелие — не просто история или биография, теология или исповедание веры, катехизис или учительная проповедь. Здесь объединено все: на истории зиждется теология, теология, в свою очередь, дает истории истинный смысл.
У Матфея особенно много ссылок на те стихи Ветхого Завета, где говорится об «исполнении». Он подчеркивает, что исполнились все чаяния Ветхого Завета, оправдано само существование Израиля (см. ком. к 2:15).
Соображения эти относятся не только к цитатам, но и к тому, как акцентирует Матфей определенные факты. Именно он указывает, что одержимых — двое и слепых — двое (8:28; 9:27), ибо, по ВЗ, то или иное событие должны удостоверить, по меньшей мере, два свидетеля. Именно он ясно показывает, что синедрион действовал незаконно, когда судил Иисуса (26:57−68), что книжники фарисеи исказили Ветхий Завет (15:1−9), что Бог заключил Новый Завет со Своим народом.
Характерно для Матфея и то, что он систематизировал учение Иисуса по пяти основным моментам: 1) нравственность; 2) ученичество и призвание; 3) Царство Небесное; 4) церковь; 5) эсхатология. Эта структура, видимо, восходит к Пятикнижию, благодаря чему Иисус представляется пророком, подобным Моисею (Втор 18:18).
Содержание
I. Введение (гл. 1−2)
II. Царство пришло (гл. 3−7)
А. Царство начинается в Иисусе (3:1 — 4:11)
Б. Он о нем возвещает (4:12−25)
В. Первая речь: закон Царства (гл. 5−7)
III. Дела Царства Небесного (гл. 8−10)
А. Исцеления; призвание апостолов (гл. 8−9)
Б. Вторая речь: призвание проповедовать Царство (гл. 10)
IV. Природа Царства Небесного (гл. 11−13)
А. Кто такие Иоанн Предтеча и Иисус Христос (гл. 11−12)
Б. Третья речь: притчи о Царстве Небесном (гл. 13)
V. Власть Царства (гл. 14−18)
А. Личность Иисуса и Его власть (гл. 14−17)
Б. Четвертая речь: основные черты и власть Церкви (гл. 18)
VI. Благословения и суды (гл. 19−25)
А. Повествование включающее притчи и обличения (гл. 19−23)
Б. Пятая речь: суд Царства (гл. 24−25)
VII. Страдания и воскресение (гл. 26−28)
комментарии Женевской Библии на евангелие от Матфея, введение