21:1−3 Поражение царя Арада стало первой победой израильтян над хананеями. Она была одержана уже новым поколением израильтян. С этого момента в центре событий оказывается не поколение, вышедшее из Египта, а поколение, родившееся в пустыне.
21:8 на знамя. На шест.
21:9 медного змея... выставил. Медный змей, вознесенный на деревянном шесте над землей, является прообразом Иисуса Христа (Ин 3:14). Символическое значение данного образа в том, что израильтян за их греховный ропот, вызванный чрезмерной приверженностью к земному и плотскому (ст. 5) в ущерб духовному, постигло бедствие, которое, в прямом смысле слова, пресмыкалось по земле. Израильтяне думали только о бренном и полагались только на земное, поэтому и наказание содержало в себе намек на «заземленность» как на причину кары (см. 16:32). Опасаясь змей, израильтяне, естественно, не отрывали глаз от земли, стремясь увидеть змею до того, как она ужалит. Но стоило им возвести глаза к медному змею (поднятому над землей), они уже не видели земли — видели небо.
21:10−20 Народ следует к вершине горы Фасги.
21:14 в книге браней Господних. Это единственное упоминание в Библии о не богодухновенной книге победных песен, которая, по всей видимости, была известна в Израиле в годы, предшествовавшие вавилонскому пленению.
21:15 Арнона. Река, служившая границей между Моавом и аморреями — царством Сигона (см. 21:21−31). Упоминаемые в этом разделе географические названия могут быть соотнесены с перечнем остановок, совершенных Израилем на долгом пути (гл. 33).
21:21−35 Моисей рассказывает о завоевании Израилем Есевона и Васана. Оба этих царства находились в восточной Палестине, отделенной от ханаанской земли Иорданом.
Через пустыню в Ханаан.
комментарии Женевской Библии на Числа, 21 глава