16:1−3 В гл. 16 описана сложная цепь событий. В израильском обществе в то время существовали две сильные группировки. Одну из них возглавляли Дафан, Авирон и Авнан из колена Рувимова. Недовольные властью, установленной Самим Богом, они подняли восстание против Моисея и Аарона. В другую группировку входили сыны Каафовы из того же рода, к которому принадлежали Моисей и Аарон. Только сыны Каафовы имели прямой доступ к наиболее священным местам скинии.
16:4−11 Моисей обращается к восставшим левитам, предлагая им зажечь кадильницы и предстать перед Господом, Который покажет, кто свят. Моисей напоминает левитам, что они воспротивились не Аарону, а Господу (ст. 11).
16:11 См. статью «Божие установление относительно богопоклонения».
16:13 из земли, в которой течет молоко и мед. Ср. 13:28; Исх 3:8; Исх 13:5.
16:22 Боже духов всякой плоти. Такое обращение к Богу встречается только здесь и в 27:16.
16:28−30 Тот факт, что страшная Божия кара постигла не только Корея, Дафана и Авирона, но также их жен и детей, подтверждает ветхозаветный принцип семейной солидарности и ответственности (Исх 20:5−6; Исх 34:6−7; Нав 7:16−27). Слово «преисподняя» в данном контексте, скорее всего, означает трещину в земле.
16:36−40 Бог приказывает извлечь из-под горящих обломков кадильницы и раскатать их в листы для покрытия жертвенника. Это будет постоянным напоминанием о том, что никто, кроме потомков Аарона, не может действовать в качестве священников.
16:41−45 Все общество сынов израилевых упрекает Моисея и Аарона, и Бог угрожает теперь погубить весь народ.
16:46 заступи их. Аарон должен был «прикрыть» собою израильтян — молитвой отвратить от них гнев Божий (курение являлось символическим эквивалентом молитвы).
комментарии Женевской Библии на Числа, 16 глава