12:1 за жену Ефиоплянку. «Ефиоплянки» не названы среди тех, на ком евреям не позволялось жениться (см. Исх 34:11,16). «Ефиопляне» не обязательно имели темный цвет кожи, т.к. этим этнонимом называли народы, населявшие Аравию и Куш (южный Египет, Судан и север Эфиопии).
12:2 одному ли Моисею говорил Господь? Истинная причина бунта выражена этим вопросом. По всей видимости, инициатором возмущения была Мариам, которая в самом факте наличия у Моисея жены могла усматривать посягательство на свое положение старшей над женской частью народа Израилева.
12:3 Возможно, эта характеристика Моисея является более поздней вставкой, поскольку маловероятно, чтобы Моисей сам давал себе такую оценку.
12:5 сошел. Это слово часто используется в Библии для описания особого участия Бога в земных событиях (см., напр., Быт 11:5).
12:6−8 См. статью «Пророки».
12:7 он верен во всем дому Моему. Если Господь Бог признает верность Моисея, то дальнейшие обвинения исключаются автоматически. Данные слова также означают, что Моисей, единственный, абсолютно правильно понимает слова Господа и точно передает их народу.
12:8 устами к устам. Антропоморфный образ, имеющий смысл близости, исключающей посредника (ср. 3Цар 19:9−18). Кроме Иисуса Христа, никто не имел таких взаимоотношений с Богом, как Моисей.
12:9 и Он отошел. Т.е. Бог отошел от Мариам и Аарона; они оказались в состоянии богооставленности.
12:10 проказою. Под этим древнееврейским словом подразумеваются различные кожные заболевания. Болезнь Мариам являлась видимым знаком Божиего осуждения ее. Бог не поразил проказой Аарона, поскольку Аарон, в отличие от Мариам, взмолился к Моисею, прося заступничества перед Богом за себя и за сестру (ст. 11). Позднее Озия, возлюбленный Богом царь Иудеи, попытавшийся взять на себя обязанности первосвященника, был поражен проказой точно так же, как и Мариам (ср. 2Пар 26:16−21).
12:13 возопил Моисей к Богу. Ср. Мф 5:23−24,44−45.
комментарии Женевской Библии на Числа, 12 глава