2:2 Я пошлю на вас проклятие. См. Втор 28:20.
прокляну ваши благословения. Это — либо те благословения и материальные блага, которые были обещаны священникам, получающим десятину (Чис 18:21), либо благословения, произносимые священниками во время жертвоприношений (Чис 6:24−26). И то, и другое обернется проклятиями.
2:5 завет жизни и мира. Во Второзаконии главный упор делался на том, чтобы показать связь между покорностью воле Господней и жизнью. Преданность Богу ведет к полноте жизни. Некоторые комментаторы видят в словах «завет... мира» указание на завет с Финеесом, о котором говорится в Чис 25:10−12.
2:7 уста священника должны хранить ведение. См. Ос 4:6 и Езд 7:10. Связь между истинным знанием Господа и наставлением в законе, которое дают священники, красноречиво выражена в 2Пар 15:3: «Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона».
2:8 вы уклонились от пути сего. См. Неем 13:29. Настроения и поведение духовенства подавали народу дурной пример. Священники пренебрегли своим истинным призванием в том, что касалось обучения народа и сохранения истинного знания. См. Пс 1:6; Пс 17:22−23; Рим 1:5; Деян 6:7.
2:9 вы... лицеприятствуете в делах закона. Подосновой этого порицания служит представление о сущности Бога, Который «не смотрит на лица и не берет даров» (Втор 10:17; ср. Лев 19:15). Возможно, дело обстояло так, что священники не применяли закон ко всем беспристрастно, но избирательно подходили к выяснению истины, когда дело касалось представителей богатых и влиятельных слоев общества.
2:10−16 Отсутствие надлежащей преданности Богу приводит к нарушениям во взаимоотношениях между людьми. Малахия сурово осуждает браки с идолопоклонницами в ст. 10−12 и разводы с женами-израильтянками в ст. 13−16. Неверность прогрессирует: начавшись с неверности Господу (осквернением завета, ст. 10), затем проявляется в вероломстве по отношению друг к другу (ст. 10) и, наконец, приводит к вероломству в отношении «жены юности» (ст. 14).
2:10 один... Отец. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на Авраама (ср. Ис 51:2). Но скорее, они относятся к Богу (1:6; Исх 4:22−23; Втор 32:6; Ис 63:16; Ис 64:8; Иер 2:27; Иер 3:4,19; Иер 31:9).
2:11 Вероломно поступает. Это выражение пять раз встречается в данном разделе (ст. 10−11,15−16). Оно употребляется также в Иер 3:20 по отношению к супружеской неверности.
мерзость. Еврейское слово в этом значении употребляется главным образом во Второзаконии, где речь идет о религиозной практике идолопоклонников (Втор 7:25−26; Втор 12:21; Втор 13:14; Втор 18:12). Оно также может относиться к нарушениям норм сексуального поведения (Лев 18:22,26,29,30; Втор 24:4).
унизил... святыню. Слово «святыня» может также относиться к израильскому народу (ср. Ис 6:13; Езд 9:2). Именно народ, возлюбленный Богом, осквернился из-за того, что нарушал закон в своей матримониальной практике.
женился на дочери чужого бога. Эти слова означают брак с женщиной, сохранившей веру в иного бога, т.е. идолопоклонницей, находящейся вне завета (ср. Быт 24:3−4; Исх 34:12−16; Втор 7:3−4; Нав 23:12; 3Цар 11:1−10). Это выражение употребляется и в Новом Завете (1Кор 7:39; ср. 2Кор 6:14).
2:14 женою юности твоей. См. ст. 15; Притч 5:18.
законная. Верность Божиему завету должна наглядно проявляться Его народом в брачных отношениях (Притч 2:17). Апостол Павел наставляет народ Божий нового завета в том же духе (Еф 5:22−33).
2:15 один. См. Быт 2:24.
2:16 См. статью «Брак и развод».
Если ты ненавидишь ее, отпусти. См. Ис 50:1; Втор, 24:1−4.
одежду. Вступление в брак и обзаведение женой иногда символически уподоблялось надеванию одежды. См. Втор 23:1; Руфь 3:9; Иез 16:8.
2:17 — 3:5 Религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. В ответ на это Бог обещает, что пошлет ангела, чтобы приготовить путь для Него Самого, а затем Он вернется в Храм Свой. Его пришествие повлечет осуждение грешников, но милость Его дарует им очищение. Он очистит сердца левитов, и они вновь станут приносить жертвы праведные. Суд этот будет суровым. Господь выступит главным свидетелем обвинения против Своего народа.
2:17 прогневляете Господа. См. Ис 43:24: «беззакониями твоими отягощал Меня». Малахия говорит о том, что наносимые Богу оскорбления связаны с циничным отказом признавать Его нравственное руководство, и о сопутствующем этому духе дерзости. Утверждение, что Бог якобы благоволит к творящим зло, есть крайняя степень богохульства.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Малахии, 2 глава