3:1−5 Упоминание в данном разделе пророков, священников, святыни и закона указывает на то, что Софония обращается к Иерусалиму. В этом пророчестве обличается самое тяжкое преступление иудеев — их грехи оскорбляли Самого Бога, Который уже открылся им (Ам 2:4,10−12; Ам 3:2). Пророк обвиняет народ и его вождей в неверности Богу (ст. 1−4), составляющей разительный контраст с верностью Господа (ст. 5). Обвинение, сформулированное в общей форме в 1:17, теперь конкретизируется.
3:2 Не слушает голоса. Народ Иерусалима не слушает Бога, Который открылся ему в законе (Втор 31:9−13), через пророков (Иер 7:23−28; Агг 1:12) и мудрецов (Притч 1:8).
не принимает наставления. См. ст. 7. Способность внимать наставлениям открывает путь к постижению истины (Притч 6:23; Иер 2:30; Иер 5:3; Иер 7:28; Иер 32:33; Иер 35:13; Пс 49:17), тогда как невосприимчивость к наставлениям гибельна (Притч 5:23).
к Богу своему не приближается. Букв.: «приближаться к Богу с молитвой» (ср. Лев 9:7−8; Лев 10:4; Лев 16:1). Молитва должна исходить из сердца, а не только из уст (ср. Ис 29:13; Ин 4:24).
3:3−4 См. Мих 3:9,10.
3:3 Князья. См. ком. к ст. 5.
рыкающие львы. Образы хищников характеризуют здесь хищную, агрессивную и жестокую натуру тех высокопоставленных носителей власти, обязанностью которых была защита общественных интересов и поддержание порядка в обществе.
3:4 Пророки его... священники его. См. Ос 4:5−6; Ис 28:7; Иер 4:9; Иер 5:31; Иер 6:13; Иер 8:10; Мих 3:11.
легкомысленные, вероломные. См. Мих 2:6−11; Мих 3:5−8.
3:5 посреди него. Софония говорит о том, что в Иерусалиме, с одной стороны, присутствует праведный Господь, а с другой, — продажные и неправедные вожди народа (ст. 3 и ком.). Сущность обетования, данного Богом в завете, состоит в том, что Он Сам будет среди Своего народа (Исх 33:14−15; Чис 14:14; Ис 43:2). Слова о присутствии Бога в Иерусалиме еще несут осуждение народу, но далее, в ст. 17, — уже знаменуют спасение.
3:6−8 Враги Бога будут призваны на суд и испытают на себе Его гнев.
3:6 истребил народы. См. Нав 24:11.
3:7 бойся только Меня, принимай наставление. См. ст. 2 и ком.
прилежно старались портить все свои действия. Характер иудейского народа противоречит сущности Бога, Который вершит правосудие «каждое утро» (ст. 5).
3:8 излить. См. Откр 16:1.
3:9−20 В этом разделе смысл предсказаний Софонии радикально меняется: вслед за осуждением последуют возрождение и очищение как Израиля, так и всех народов (ст. 9,12−13). В заключительной, эсхатологической по своему содержанию, речи (ст. 14−20) пророк возвещает о грядущем наступлении царства Божия, о победе Господа над Его врагами, о Его любви и непосредственном присутствии среди Своего народа.
3:9 Я дам... уста чистые. См. Быт 11:1−9. Эти слова означают либо очищение от греха вообще (ср. Ис 6:5), либо то, что язычники перестанут призывать ложных богов (Ос 2:17).
народам. Язычники также будут призывать имя Господа (Ис 52:15; Ис 65:1; Ис 66:8).
чтобы все призывали имя Господа. См. Быт 4:26; 3Цар 18:24; Иер 10:25; Иоиль 2:32; Деян 2:21; Рим 10:12−13. Эта фраза по значению подобна выражению «уповать на имя Господне» в ст. 12 и контрастирует с «клянутся Господом и клянутся царем своим» в 1:5.
3:11 тщеславящихся твоею знатностью. См. Быт 11:1−9; Ис 2:6−22.
3:12 народ смиренный и простой. Люди кроткие и безропотные противопоставляются тщеславным и превозносящимся (ст. 11). уповать на имя Господне. См. Ис 57:13; Наум 1:7; Пс 2:12; Пс 30:2−3.
3:13 Остатки. См. ком. к 2:7.
не будут делать неправды. Остаток станет угоден Богу.
не станут говорить лжи. См. 1:5,9; ст. 4; Откр 14:5.
будут пастись и покоиться. Это выражение неоднократно встречается у пророков (Ис 49:9; Мих 7:14; Иер 50:19; Иез 34:14) и означает, что верящие в Бога и Его царство пребывают в благополучии и защищены от зла (ст. 15).
никто не потревожит их. См. Мих 4:4.
3:15 приговор над тобою. Объяснение причины радости и ликования, к которым призывает пророк в ст. 14. Хотя Господь и осудил Иудею, но Он же и помиловал ее. А крестная смерть Иисуса Христа искупила грехи людей перед лицом Господа.
Господь... посреди тебя. См. ком. к ст. 5; см. также ст. 17.
царь Израилев. См. Ин 1:49.
3:17 возвеселится о тебе радостью. См. Втор 30:9; Ис 62:4−5; Ис 65:18−19; Иер 32:41. Эту радость дает осознание милосердия Божия: Бог «любит миловать» (Мих 7:18).
будет милостив по любви Своей. Данное выражение может означать, что Господь будет доволен Своим народом. Следуя Септуагинте — «Он обновит тебя в любви Своей». И все же, в этом контексте Бог предстает как Воин, Который «силен спасти». Звучавший перед этим крик отчаяния, исторгнутый бедствиями войны (1:14), смолк, потому что любовь Божия умиротворила людей. Господь силою благодати очистит людей от грехов и сделает их новым народом, который будет почитать власть Его и уповать на имя Его (ст. 12).
3:19 приведу их в почет и именитость. См. ст. 20. Это выражение восходит к Втор 26:19, где говорится, что Израиль как «собственный народ» Господа, святой, сотворенный для славы и хвалы, избран свидетельствовать о Нем среди народов (ср. Ис 43:7; Иер 13:11; Иер 33:9). Апостолы Павел (Тит 2:14) и Петр (1Пет 2:9−12) видели в этой роли Церковь Христову.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Софонии, 3 глава