Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Аввакум | введение

Новой Женевской Библии


Автор

Данная книга является единственным источником всей имеющейся достоверной информации об Аввакуме и его пророческой деятельности. Значение его имени (1:1−3) передается Иеронимом как «объятие». У нас нет сведений о личности Аввакума. Использование им в своей проповеди еврейских традиций обрядности и вероучения вызвало предположение весьма сомнительного характера, что он был культовым пророком, чье служение связано с храмом в Иерусалиме. Бесспорно одно: в этой книге мы видим Аввакума подлинным пророком, проникнутым горячей заботой о славе Господа. Его «пророческое видение» (1:1) — не только весть для народа. Аввакум изливает свое сердце, полное страха и горя, перед Богом и ждет от Него ответа.

Время и обстоятельства написания

Единственное объективное основание для датирования пророческой деятельности Аввакума содержится в 1:6. Упоминание о вавилонянах (букв.: «халдеи») как о новой воинственной силе, которая «ходит по широтам земли», указывает на период, когда армии Навуходоносора еще не покорили Иудейское царство. Эта угроза реализовалась в 597 г. до Р.Х., когда халдеи захватили Иерусалим и вывезли в Вавилон молодого царя Иехонию (4Цар 24:8−17). Аввакум жил в период царствования Иоакима (609−598 гг. до Р.Х.) и был современником пророка Иеремии. Важным событием этого периода является разгром в 605 г. до Р.Х. при Кархемисе фараона Нехао и его войска вавилонским царем Навуходоносором. Как и другие прежде независимые царства Сирийско-Израильского региона, Иудейское царство вскоре попало под власть могущественных вавилонян. Следовательно, даты 605 и 600 гг. до Р.Х., вероятнее всего, указывают точные границы того временного периода, когда Аввакуму было ниспослано его видение. В течение этого времени вавилоняне превратились в господствующую на международной арене силу, безжалостно подавлявшую всякое сопротивление (1:5−17). Нечестивое царствование Иоакима составляло прискорбный контраст царствованию его отца, праведного царя Иосии (напр., Иер 22:13−19,25−26). Это был период все возрастающей духовной деградации (1:2−4).

Характерные особенности и темы

Пророки были не только вдохновенными проповедниками Божественных посланий, они также разделяли с Господом Его глубокую печаль о разладившемся мире и заботу о Его народе, сбившемся с пути. В основе книги Аввакума — скорее разговор с Богом и постоянное обращение к Нему (2:1−2; 3:2,16), нежели пророческая проповедь.

Аввакум, с его горячим, страстным отношением к славе Бога Святого (1:12; 3:3), пережил глубокий духовный кризис из-за кажущегося безразличия Господа к духовному состоянию Его народа (1:2−4). Жизнь в противоречии заветом и отсутствие послушания не только подвергали опасности народ Божий, но и представляли собой оскорбление и отвержение Самого Господа завета. Поскольку лишь Божественное вмешательство могло коренным образом изменить эту ситуацию, Аввакум с настойчивостью и упорством, но, видимо, тщетно взывал к небесному Судье (1:2). В ответ Господь открыл ему, что орудием Его суда станут халдеи, как раз в это время появившиеся на исторической арене (1:6). Это лекарство выглядело даже хуже, чем сама болезнь, и еще более усилило мучительные переживания пророка (1:5−17). Как может Бог Святой, не терпящий зла (1:3−13), использовать для достижения Своих целей этот нечестивый народ?! Действительно ли Бог утвердит различие между добром и злом в конце истории?

Аввакум, убежденный в том, что исторические события определяются не слепым роком, но живым Богом Израиля, с надеждой пребывал в ожидании, пока не получил ответа на свои мучительные вопросы (2:1). Последовавший ответ, или откровение Господа (букв.: «видение», 2:2−3), дал Его народу правильное понимание и надежду в отношении будущего. Это откровение не разрешает всех волнующих вопросов, но учит народ жить в соответствии заветом (2:3−4). Несмотря на неисповедимость путей Господних, воля Его остается неизменной и в высшей точке своего осуществления означает истинную жизнь для верных и праведных и горе и смерть — для самонадеянных и надменных (2:4−19). Присутствие Господа в Его храме подтверждает Его власть над историей и дает уверенность в том, что в конце концов Его законная власть над всем миром будет повсеместно признана (2:14,20; Ис 45:21−25; 1Кор 15:28).

Постижение того, что Господь руководит историей, обращает жалобу Аввакума в молитвенный гимн хвалы и радости (3:2−19). Вместо того, чтобы пассивно ожидать Божественного вмешательства, он теперь с твердой верой молится о том, чтобы Господь вновь совершил такие же великие деяния и проявил Себя, как во времена исхода и на Синае. В его молитве будущее отражается в настоящем. Предвосхищая события, он с ликованием прославляет пришествие Господа (3:3−7), его гнев (3:8−12) и конечное торжество в природе и истории человечества (3:13−15).

Подобно Аввакуму (гл. 1), Павел был убежден в том, что порок и греховность несовместимы с Божией святостью и что исход борьбы этих противоположностей зависит лишь от Божественного вмешательства. Откровение, данное Аввакуму (гл. 2), в принципе раскрывает, каким образом Бог разрешит проблему несовместимости греха и святости. Распятие Христа и страшный суд являются исполнением этого откровения.

Содержание

I. Заглавие (1:1)

II. Первое сетование: народ Божий отошел от жизни в соответствии с заветом (1:2−4)

III. Первый ответ: Господь насылает вавилонян (1:5−11)

IV. Второе сетование: зачем нужен приход нечестивых вавилонян? (1:11−17)

V. Второй ответ: жизнь — праведным, горе — нечестивым (2:1−20)

А. Раскрывается главное различие (2:1−5)
Б. От скорби к поклонению (2:6−20)

VI. Прославляющая победу молитва пророка (3:11−19)

А. Название (3:1)
Б. Призыв (3:2)
В. Явление Бога (3:3−15)
Г. Надежда и ликование веры (3:16−19)
Д. Заключение (3:19)

комментарии Женевской Библии на книгу пророка Аввакума, введение

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.